Трудно найти мастера, обладавшего столь мощным дарованием, как Лоренцо Бернини Подобно великим творцам эпохи Возрождения, он в равной степени проявил себя и в скульптуре, и в архитектуре Бернини родился в Неаполе в семье художника и скульптора В двадцать пять лет он был уже знаменит и с этого времени работал главным образом в Риме Лоренцо Бернини (1598-1680)
Cлайд 3
Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал "Давид" (1623 г.) Согласно Библии, юноша пастух Давид (будущий царь Иудеи) победил в поединке великана Голиафа, сильнейшего воина армии филистимлян - народа, воевавшего с иудеями В эпоху Возрождения Микеланджело и Донателло создали скульптурные образы этого библейского героя, которые считались идеальными В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал
В произведениях Лоренцо Бернини много черт, неизвестных эпохе Возрождения Скульптор показывал не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновение Силуэты фигур усложнились Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела Вакханалия, 1617 Метрополитен-музей Нью-Йорк Истина 1645-1652 Галерея Боргезе
Cлайд 6
Главная тема в творчестве Бернини - размышления о жизни и чувствах человека, вот почему его так сильно привлекал жанр скульптурного портрета Прежде чем начать работать, мастер долго наблюдал за моделью и делал большое число за рисовок Следя за поведением героев в различных ситуациях, он пытался поймать момент, когда сущность их характеров и внутренний мир открывались наиболее ярко Это "остановленное мгновение" он запечатлевал в камне Добродетель с двумя детьми 1634, Музей Ватикан Нептун и Тритон 1620, Музей Виктории и Альберта, Лондон
Cлайд 7
Пытливое и властное выражение лица, живо переданное в портрете кардинала Шипионе Боргезе Скульптура выполнена около 1632 г. Портрет кардинала Шипионе Боргезе
Cлайд 8
Полон глубокого обаяния образ возлюбленной скульптора Констанции Буонарелли (ок.1б35 г.) Бернини изобразил её очень интимно, с растрепавшимися волосами, без украшений Но именно это позволяет почувствовать силу темперамента, энергию и душевную открытость модели
Cлайд 9
Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих композиций - "Экстаз Святой Терезы" (1б45-1652 гг.) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта Мария делла Витториа Святая Тереза Авильская жила в Испании в XVI в., занималась богословием, реформировала монашеский орден кармелиток Бернини изобразил мистическое видение, описанное в её духовном сочинении: "Я видела ангела в телесном обличье по левую руку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь.» Беломраморную группу - Святую Терезу и ангела - мастер поместил среди колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет
Cлайд 10
Скульптурная группа на тему из древнеримской мифологии построена на противопоставлении двух образов - могучего бога подземного мира Плутона и нежной, изящной Прозерпины (дочери богини плодородия Цереры), которую Плутон похитил, чтобы сделать своей женой Фигура Прозерпины уменьшена в размерах, и этим ещё сильнее подчёркнута тщетность её сопротивления Похищение Прозерпины 1621-1622 гг. Галерея Боргезе, Рим
Cлайд 11
В основу композиции положен сюжет из произведения древнеримского поэта Овидия "Метаморфозы": бог Аполлон пре следует нимфу по имени Дафна, которая стремилась соблюсти целомудрие В момент, когда Аполлон уже почти настиг свою жертву, произошло чудо: боги превратили Дафну в лавровое дерево Аполлон и Дафна 1622-1624 гг. Галерея Боргезе, Рим
Cлайд 12
Фасад церкви Сант Аньезе эффектно сочетается со знаменитым фонтаном "Четыре реки« Своё название фонтан получил из-за скульптур, которые символизируют реки четырёх частей света - Дунай (Европа), Ганг (Азия), Нил (Африка) и Ла Плату (Америка) Фонтан «Четыре реки» 1648-1651 гг. Рим Франческа Борромини Церковь Сант Аньезе 1653-1661 гг. Рим