Происхождение кокошника Кокошниками издревле назывался высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова "Кокош" - петух. Форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень. Венецианов, Жница
Cлайд 3
Древнерусские женские головные уборы Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. (По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.) Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.
Cлайд 4
Древнерусские женские головные уборы Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. ( По материалам Киевских кладов.) Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. С использованием накладной коруны. (По материалам кладов Старой Рязани .)
Cлайд 5
Девичьи уборы древних славян Только девушки могли ходить с непокрытой головой. Украшением служили повязки. Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI – XII вв. Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII – начало XIII вв.
Cлайд 6
Византийское влияние Одна из версий происхождения кокошника - византийская. Еще в античное время знатные гречанки украшали головы небольшими диадемами, которые при помощи переплетения лент крепились к прическе. Девушка у зеркала. Художник Филипп Будкин
Cлайд 7
Наряды византиек были по восточному строги, украшать голову "венцами" было принято только среди незамужних девушек, у замужних же женщин волосы были плотно закрыты специальным покрывалом. Видимо, с налаживанием торговых связей между Русью и Византией княжеские дочери получили возможность ознакомится с византийской модой. Д.Г.Левицкий Агаша Левицкая (дочь)
Cлайд 8
Кокошник златоглав был обтянут парчой и вышит бисером и золотом.
Cлайд 9
Традиция украшать голову высоким головным убором начала приживаться и в русском обществе.
Cлайд 10
Даже Екатерина II неоднократно позировала в кокошнике, стремясь подчеркнуть свое почтение к русским традициям. Художник Стефано Торелли. Портрет императрицы Александры Федоровны – жены Николая II. Художник Франц Крюгер.
Cлайд 11
Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Иван Макаров. Княгиня Орлова-Давыдова на костюмированном балу 1903 года
Cлайд 12
Высшим слоям стали подражать и все остальные слои населения и вскоре праздничный наряд русской женщины уже не обходился без расшитого бисером, золотом или жемчугом кокошника.
Cлайд 13
Женские и девичьи головные уборы отличались. Яркая иллюстрация тому картина Максимова. У замужней женщины волосы спрятаны под повойником, а у девушек заплетены в одну косу и выпущены из под головного убора:
Cлайд 14
Девичий головной убор в целом представлял собой повязку в виде ленты (полотенца), оставляя непокрытой теменную часть головы. «Перевязка» (повязка) - полоска ткани с золотной вышивкой или из парчи, позумента с завязками на концах.
Cлайд 15
Украшением этих уборов служит поднизь или ризка из речного жемчуга, бисера, рубленого перламутра, нанизанными на конский волос.
Cлайд 16
Коса – девичья краса Кокошник был не только главным женским украшением, но и семейной ценностью: их давали и в приданое, и передавали по наследству. В отличие от девичьей "коруны" женский кокошник имел "донце" из такни, прикрывавшее волосы. Портрет дочери К.Маковского Ольги (Цилиндрический кокошник)
Cлайд 17
На Русском севере повязки были высокими и имели вид широкой ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась на затылке. Верхняя часть была сшита из позумента, изнутри подбитого ситцем, покупной, золотистой парчи в виде ленты, а нижняя — очелье — выполнена из пяти пластин серебристой фольги, расшитой речным жемчугом или бисером в виде геометрического узора. Их укрепляли на льняную подкладку и расшивали жемчужным узором. Внизу край повязки завершала жемчужная поднизь в виде фестонов. Со стороны затылка повязку украшали тремя яркими шелковыми лентами с «ушками», напоминавшими банты.
Cлайд 18
«Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме» К.Маковский
Cлайд 19
Коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором была самым торжественным из девичих уборов.
Cлайд 20
Невеста перед венчанием меняла повязку на особый убор – коруну, украшенную фольгой и самоцветами.
Cлайд 21
«Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу.
Cлайд 22
Во время девичника подруги невесты расплетали ей косу. А невеста своим подругам дарила ленты, косники. К. Маковский. Под венец.
Cлайд 23
Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме» 1790
Cлайд 24
Cлайд 25
Самые распространенные виды кокошника – однорогий и кокошник-шишак. Шишак украшали шишки из жемчуга и бисера, которых могло быть до 40 на одном уборе. Такой кокошник надевали на невесту с пожеланием иметь столько же детей, сколько шишек на свадебном кокошнике, и покрывали платком.