На Аппенинском полуострове издавна существовало большое разнообразие земледельческих праздников. Особенно выделялись своей яркостью фасценнины – семейные праздники по случаю сбора урожая.
Cлайд 3
Фреска «Альдобрандинская свадьба», изображающая ритуал подготовки невесты к свадьбе. Часто в состав фасценнин входили богатые свадебные торжества.
Cлайд 4
Очень популярными в первые века существования Рима становятся своеобразные мимические танцы этрусков под аккомпанемент флейты или цитры.
Cлайд 5
Особенно часто мимические танцы исполнялись во время погребальных игр. А вскоре в эти представления вместе с мимами включились певцы и актеры.
Cлайд 6
Погребальные игры
Cлайд 7
«Вилла мистерий» в Помпеях Целые комнаты в богатых виллах были расписаны на сюжеты театрализованных обрядов.
Cлайд 8
У соседнего племени осков римляне заимствовали комическое непристойное представление – ателлану. Здесь действовали четыре постоянные маски: Макк – дурак, Буккон – болтливый умник, Папп – богатый невежа и Дорсен – хитрый шарлатан.
Cлайд 9
С этих пор постоянным устроителем трагедийных спектаклей становится римское государство. В III веке до н.э. в Риме вместе с пленными греками появляется и греческая трагедия. Первым римским трагическим поэтом считается грек Ливий Андроник. Он написал 14 больших трагедий, из которых до нас дошло всего 23 строки.
Cлайд 10
Древнеримский театр
Cлайд 11
Реконструкция древнеримского театра Марцелла.
Cлайд 12
Актеры играли, в основном, на просцениуме, изредка выходя к зрителям на орхестру.
Cлайд 13
Так выглядит театральное здание, сохранившееся во французском городе Оранже.
Cлайд 14
Гораздо больше, чем в Греции, использовали в Риме декорации. Их изображения сохранили для нас росписи вилл.
Cлайд 15
Иногда роспись изображает целую сцену из спектакля.
Cлайд 16
Чтобы пройти в театр, зритель должен был предъявить специальный театральный жетон.
Cлайд 17
Однако римский театр обрел своеобразие не в подражании греческой трагедии, а в создании своих собственных комедийных жанров – «комедии палиаты» и «комедии тогаты».
Cлайд 18
В Римской Республике запрещалось смеяться над римлянами. Поэтому в комедиях высмеивались иностранцы, чаще всего греки. От названия греческого плаща «паллия» комедию сатли называть паллиатой. Известным автором паллиат стал Тит Макций Плавт.
Cлайд 19
После снятия запрета появляется в Риме и комедия тоги – тогата.
Cлайд 20
К началу новой эры самым популярным жанром становится мим. Это небольшие сценки из обыденной жизни, которые разыгрывали актеры без масок. Мимы высмеивали плутовство, ябедничество, нарушение супружеской верности. На первых порах мимы разыгрывали на просцениуме перед опущенным занавесом до начала официальных спектаклей.
Cлайд 21
Игра актеров в мимах отличалась крайней вольностью и бесстыдством.
Cлайд 22
В эпоху римской империи становятся популярными танцевальные спектакли. Повсеместно играли пантомиму – сольный танец, который исполнял один актер, менявший маски и игравший сразу несколько ролей.