МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г. Древнерусская иконопись Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон , проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой? На Древней Руси было много лесов. И первый Кремль в Москве был деревянный, как и всё, что строили на Руси. И церкви были деревянными. И украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”. Иконы возникли еще до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых. Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей. Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и так не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога. Если присмотреться к иконам, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А основной символ христианства – крест, он напоминает о мученической смерти распятого Христа. В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша, где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.
Cлайд 2
Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон , проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется ИКОНОЙ?
Cлайд 3
Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”.
Cлайд 4
Иконы возникли еще до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.
Cлайд 5
Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.
Cлайд 6
Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и так не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога. Если присмотреться к иконам, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А основной символ христианства – крест, он напоминает о мученической смерти распятого Христа.
Cлайд 7
В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша, где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.
Cлайд 8
Икона «Богоматерь Владимирская»Константинополь. 12 век Икона "Богоматерь Владимирская", присланная в начале XII века на Русь из Константинополя, находилась сначала в Вышгородском женском монастыре близ Киева. В 1158 году князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, взял икону с собой, отправляясь в Ростово-Суздальскую землю. В том же году был заложен Успенский собор во Владимире , в котором и была помещена икона. С XV века икона "Богоматерь Владимирская" находилась в Успенском соборе Московского Кремля, в местном ряду иконостаса, слева от царских врат. Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви. Икона "Богоматерь Владимирская", присланная в начале XII века на Русь из Константинополя, находилась сначала в Вышгородском женском монастыре близ Киева. В 1158 году князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, взял икону с собой, отправляясь в Ростово-Суздальскую землю. В том же году был заложен Успенский собор во Владимире , в котором и была помещена икона. С XV века икона "Богоматерь Владимирская" находилась в Успенском соборе Московского Кремля, в местном ряду иконостаса, слева от царских врат. Икона относится к иконографическому типу Богоматери Умиление ("Ласкающая Богоматерь"), главным содержанием которого является обостренное духовное переживание грядущей искупительной жертвы Христа. Объятия Богоматери и Божественного Младенца раскрывают полноту Божественной любви, высшим проявлением которой и является жертва, приносимая Христом для спасения людей. Именно об этой жертве напоминает изображение престола с орудиями страстей на обороте иконы, выполненное в начале XV века. Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви. История Владимирской чудотворной иконы теснейшим образом связана с историей русского государства, именно с ней предание связывает возвышение Северо-Восточной, а затем и Московской Руси. Как свидетельствуют древние летописи и литературные сказания, через эту икону Богоматерь нередко оказывала чудесную помощь и покровительство Владимиру, Москве и всей земле Русской. Русская Православная Церковь празднует память чудотворной иконы "Богоматерь Владимирская" три раза в году: 26 августа – в честь избавления от Тамерлана в 1395 году, 23 июня – в честь стояния на Угре в 1480 году и 21 мая – в память о поновлении 1514 года и избавлении от Махмет-Гирея в 1521 году.
Cлайд 9
Андрей Рублев (? – около 1430) Иконописец. Первое дошедшее до нас летописное свидетельство об Андрее Рублеве содержится в Троицкой летописи, согласно которой мастер расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405) вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. С именем Андрея Рублева исследователи также связывают миниатюры Евангелия Хитрово, фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400) и иконы так называемого "Звенигородского чина" (начало XV века) – "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". К бесспорным работам выдающегося иконописца относятся росписи Успенского собора во Владимире, созданные в 1408 году совместно с Даниилом Черным, и "Троица" (1425–1427) - храмовая икона Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, выполненная по заказу Никона Радонежского.
Cлайд 10
Троица Ветхозаветная. Андрей Рублев. 1422-1427. В начале ХХ века в России произошло чрезвычайное событие. Известный реставратор Василий Гурьянов приступил к расчистке иконы Пресвятой Троицы XV века. Только начал, но сделанного оказалось достаточно, чтобы потрясти свидетелей, нескольких специалистов, и стать сенсацией. Заговорили об открытии – и иконы, и самого ее автора. Это может показаться странным. Имя автора, Андрея Рублева, никто не забывал. Оно было прославлено еще при жизни – честь редкая, исключительная для того времени. И в дальнейшем его слава разгоралась все сильнее. Коллекционеры гонялись за иконами его работы. Его почитали, назвали преподобным, то есть святым, праведным. Его сравнивали с великими итальянскими мастерами – Симоне Мартини, Дуччо, Фра Беато Анджелико, Рафаэлем. В некоторых из этих сравнений есть резон, некоторые сейчас кажутся наивными, но все они почтенны. Что же касается “Троицы”, то она всегда была на виду – одна из самых почитаемых икон в одном из самых почитаемых русских монастырей. Написанная, очевидно, в начале 1410-х годов (а может быть, и позже – тут нет единства мнений) для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, она там, в иконостасе собора, и находилась, и за прошедшие столетия перед нею перебывало несметное количество народа. При всем том ее никто не видел и никак не мог бы увидеть.Еще в 1575 году по распоряжению Ивана Грозного ее укрыли окладом – золотой, богато украшенной пластиной с небольшими отверстиями для ликов, кистей рук и ступней, а в 1600 году, по распоряжению Бориса Годунова этот оклад заменили другим, еще более роскошным. Однако живопись Андрея Рублева никто не увидел бы и под окладом. Дело в том, что каждую икону после окончания работы покрывали олифой и давали ей высохнуть – под тонким прозрачным слоем, как под лаком, краски делались чище и ярче. Но со временем олифа темнела, становилась желтой, потом коричневой, сильно искажая колорит иконы. Кроме того, копоть от горевших рядом лампад и свечей и дым от кадимого ладана год за годом откладывались на иконе все более толстым слоем, а постоянные изменения температуры и влага от дыхания толп молящихся постепенно разрушали красочную поверхность. Вот почему икону, и “Троица” Андрея Рублева тут не была исключением, время от времени поновляли. Попросту говоря, ее переписывали заново, прямо поверх темной пленки, руководствуясь просвечивающими сквозь нее контурами. И, конечно, покрывали новую живопись новым слоем олифы. Судьбу иконы можно назвать безвыходной. Она создается для храма, ее подлинная жизнь протекает в храме, в единении с архитектурой, обрядами богослужения, светом лампад и свечей, дымной пеленой и ароматом ладана – но в храме она теряет свое лицо и разрушается. Сохранить ей жизнь надолго (чуть ли не навсегда) может только музей, но в стерильно-нейтральной обстановке музея ее существование неестественно. Словом, живопись Андрея Рублева к началу ХХ века была буквально погребена под непроницаемой многослойной коркой краски, копоти и олифы – коркой, которой Гурьянов дерзнул коснуться скальпелем в 1904 году. Расчистка “Троицы”, даже не всей, а только части ее (работа продолжалась в 1918 году и завершилась в 1926-м) стала сенсацией. Только в ХХ веке люди наконец узнали, что в действительности представляет собой знаменитая икона и каково на самом деле прославленное искусство. До того громадный авторитет Андрея Рублева существовал как бы сам по себе, без его искусства. Никто толком не знал, что, собственно, им было создано, – те десятки “рублевых”, которыми похвалялись друг перед другом коллекционеры, как выяснялось, не имели к нему никакого отношения. Он давно стал мифом, условным обозначением гениального и высокодуховного творца, и расчистка иконы была предприятием рискованным: миф мог оказаться только мифом. Но Андрей Рублев устоял. Стало понятно, что его уникальная слава была всего лишь многократно отраженным и ослабленным эхом впечатления, которое производило его искусство на современников.
Cлайд 11
В последние годы жизни Андрей Рублев был иноком Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где расписывал Спасский собор. Похоронен на территории монастыря. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Искусство Андрея Рублева было тесно связано с формированием идейных и нравственных идеалов его эпохи. Стремление к укреплению русской государственности и национального самосознания были особенно актуальны после Куликовской битвы (1380). Призывы к миру, единству и всеобщему согласию, содержащиеся в учении преподобного Сергия Радонежского и его последователей, воплотились в иконописи Андрея Рублева. Отличительные черты его стиля – особая мягкость и плавность линий, тяготеющих к закругленности, что прослеживается и в композиционных построениях; светлый, лишенный резких контрастов колорит; удивительная гармония и одухотворенность образов.
Cлайд 12
Спас. Андрей Рублев. 1420-е гг.
Cлайд 13
Апостол Павел. Андрей Рублев.
Cлайд 14
Архангел Михаил. Андрей Рублев. Первая четверть XV в.
Cлайд 15
Феофан Грек (? – после 1405) Иконописец. Византийский художник, работавший на Руси в последней трети XIV – начале XV века. Согласно "Посланию Епифания Премудрого Кириллу Тверскому" (1415), Феофан расписывал церкви в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, Великом и Нижнем Новгороде и Москве (всего более 40 храмов). Из бесспорных произведений Феофана до наших дней дошли только фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378). В Москве, по летописным свидетельствам, Феофан Грек вместе с Семеном Черным выполнял росписи церкви Рождества Богородицы с приделом воскрешения Лазаря (1395), вместе с учениками работал в Архангельском соборе Московского Кремля (1399) и совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405). С именем Феофана исследователи также связывают некоторые иконы из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля и еще ряд памятников, в числе которых икона "Богоматерь Донская" (1380–1390-е). ДЕИСУСНЫЙ ЧИН — в православии — ядро иконостаса, образующееся вокруг деисуса. Иконы в Д. Ч. самые большие; именно в этот ряд помещаются фигуры архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святых отцов и святых мучеников. Иконостас. Строгая религиозная иерархия сюжетов (внизу — "местные" иконы, над ними рядами — "деисусный чин", "праздники", "пророки"), подчёркнутая высотой рядов и пропорциями отдельных икон, их ритмическим и цветовым строем, а также симметричность их...
Cлайд 16
Богоматерь Донская. Икона. Феофан Грек. ГТГ.
Cлайд 17
Преображение. Икона. Феофан Грек
Cлайд 18
Пантократор. Фреска. Феофан Грек
Cлайд 19
Успение. Феофан Грек (?). Конец XIV в. (Около 1392 г. ?).
Cлайд 20
Старец Макарий Египетский.Фреска. Феофан Грек
Cлайд 21
Дионисий (?–1503) Иконописец. Наиболее ранней из известных работ Дионисия были росписи Рождественского собора Пафнутьево-Боровского монастыря, исполненные между 1467 и 1476 годами, совместно с монастырским старцем Митрофаном. Сведения об этом сохранились в летописях и в Житии преподобного Пафнутия Боровского - основателя монастыря. Сами росписи до нас не дошли, поскольку монастырский собор был разрушен и выстроен заново в конце XVI века. В 1481 году Дионисий возглавил артель иконописцев, создавшую первоначальный иконостас Успенского собора Московского Кремля. Дляместного ряда этого иконостаса могли быть предназначены две житийные иконы с изображениями московских святителей – митрополитов Петра и Алексия. В 1484 году вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром начал расписывать Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря по заказу основателя обители преподобного Иосифа Волоцкого.
Cлайд 22
Алексий Митрополит, с житием. Дионисий. Начало XVI в
Cлайд 23
Петр Митрополит, с житием. Дионисий. Начало XVI в
Cлайд 24
Дмитрий Прилуцкий, с житием. Дионисий (?). Около 1503 г
Cлайд 25
Искусство Дионисия воплотило лучшие художественные достижения последней трети XV – начала XVI века, отразившие духовные искания того времени. Ясность композиционного решения, удлиненные пропорции фигур, высветленный колорит с преобладанием чистых, звучных красок придают произведениям мастера особую одухотворенность.
Cлайд 26
Симон Ушаков (1626–1686) Иконописец. "Жалованный иконописец" Оружейной палаты. Руководил иконописной мастерской (1664–1686), работал в Золотой и Серебряной палатах (1648–1664), создавал рисунки для церковной утвари, ювелирных украшений, шитья и т.п. Написал иконы для церкви Троицы в Никитниках, прихожанином которой он был, церкви Георгия Неокесарийского на Большой Полянке ("Богоматерь Елеуса Киккская", 1668) и многих других церквей. Искусство Ушакова сохранило свое влияние на развитие русской иконописи вплоть до XIX века. Оно явилось компромиссом между средневековой традицией и новыми тенденциями европейской живописи. Нововведения художника – "живоподобная" светотеневая моделировка ликов, стремление к передаче реального объема – нашли теоретическое обоснование в "Слове к люботщательному иконного писания". К наиболее известным работам Ушакова относится "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства – Похвала Богоматери Владимирской)" (1668).
Cлайд 27
Архангел Михаил, попирающий диавола. Икона С. Ушакова.1676. ГТГ Публикуемая икона – выдающееся произведение кисти царского изографа Симона Ушакова. Масштабная торжественная фигура грозного ангела с огненным мечом воплощает идею всепобеждающей силы русской православной церкви. Слева у ног архангела – маленькая фигурка человека в скромной посадской одежде. Это не святой божий подвижник, так как у него отсутствует нимб. Выдвигались различные предположения об этом иконном персонаже. Возможно, здесь изображен заказчик иконы. Некогда существовало мнение, что это автопортрет художника
Cлайд 28
Тайная вечеря. Икона С. Ушакова.1685. Сергиево-Посадский музей-заповедник В иконе «Тайная вечеря» изографа привлекали реальные, земные переживания человека. Обостряя психологическую характеристику персонажей, С. Ушаков изменяет принятую в русской иконографии композицию «Тайной вечери», в которой Иуда изображался тянущимся к солонке. И этим жестом выдает себя. У С. Ушакова Иуда расположен на первом плане, он отвернулся от освещенного стола и прижимает к груди мешок с тридцатью серебряниками. Обособленность предателя подчеркнута и цветовым решением костюма: он, в отличие от других, в коричневатом плаще без золотых пробелов. Апостолы погружены в раздумья и в свои переживания, связанные с последней трапезой со своим учителем, Иисусом Христом. Композиция иконы уравновешена, фигуры свободно размещены в условном пространстве. Сохранив интерес к показу окружающей обстановки и перспективы, мастер остается верен традиционному иконному колориту, к письму одежд киноварью и охрой.
Cлайд 29
Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства. Похвала Богоматери Владимирской). Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ По замыслу и композиционному построению икона «Древо Московского государства», написанная знаменитым русским изографом Симоном Ушаковым, является скорее не столько иконой, сколько аллегорической картиной. Произведение создано год спустя по окончании Большого Московского собора (1666-1667), проводившегося под эгидой царской власти и подтвердившего церковные никонианские реформы. Иконописными средствами изограф ставил своей задачей показать историческое единство государственной и церковных властей на Руси и утвердить божественную правоту их совместных деяний.
Cлайд 30
Троица. Икона С. Ушакова. 1671. ГРМ В ушаковской «Троице» несомненный интерес к передаче предметного мира, земных примет современного общества, в котором жил московский изограф
Cлайд 31
Спас Нерукотворный. Икона С. Ушакова. 1678. ГТГ Изображений «Спаса Нерукотворного» работы С. Ушакова сохранилось несколько — в собраниях Третьяковской галереи, Русском музее, Историческом музее, в иконостасе и ризнице Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, в коллекции В.В. Бардзимашвили и других местах. Настойчиво повторяя нерукотворный образ Христа, иконник стремился уйти от канонических изображений, добиться телесного цвета лика, отчетливо выраженной объемности, классической правильности черт. Публикуемая икона поступила в Третьяковскую галерею из Смоленска в 1936 году. История ее бытования неизвестна, но авторство, бесспорно, принадлежит С. Ушакову, так как образ подписной. Под платом на фоне имеется белая надпись: «7186 [1678] писал Пимин Феодоров сын по прозванию Си[мон] Ушаков». Лик Христа выполнен по оливковому санкирю, охрой, с высветлением и красновато-рыжеватыми приплесками в тенях. Света и тени живописно стушеваны. С головы Спасителя спадают по две пряди волос, выписанные чрезвычайно натурно. Белый плат, завязанный в верхних углах узелками, производит впечатление дорого, тяжелого атласа c золотым орнаментом. Ушаковским «Спасам» недостает одухотворенности русских икон XIV—XV веков, и это не возмещается искренним старанием изографа воссоздать на иконе возможно правдоподобнее человеческое лицо.
Cлайд 32
1. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ). Москва 2. Виртуальный каталог икон . Москва 3. Андрей Рублев . Москва Интернет-ссылки