ПЛАН: Искусство ХХ века Символизм как явление культуры Мастера живописи символизма
Cлайд 3
ХХ век Время «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» А. А. Блок Научно-технический прогресс Острые политические катаклизмы
Cлайд 4
Отказ от старых традиций, попытка творчески переосмыслить классическое наследие прошлого Более чем смелые новации, эксперименты, не ограниченные никакими рамками и условностями Искусство ХХ века
Cлайд 5
ИСКУССТВО ХХ ВЕКА НАГРОМОЖДЕНИЕ СТИЛЕЙ, НАПРАВЛЕНИЙ, ТЕЧЕНИЙ И ШКОЛ, ОДНОВРЕМЕННО ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ И ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИХ МЕЖДУ СОБОЙ НЕ ЛИШЕНО ЛОГИКИ, ИМЕЕТ ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ И ПРАВИЛАМ
Cлайд 6
НОВЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА КИНЕМАТОГРАФ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ВИДЕО КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА ДИЗАЙН
Cлайд 7
Cлайд 8
Символизм Могут ли художники отразить в своем творчестве суть вещей и явлений, дать им «название»? «удержать в полете» красоту и гармонию мира?
Cлайд 9
Символ – от греч. «знак» Попытка постичь внутреннюю тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их «изначальную идею» Основные черты: обращение к миру чувственной интуиции, поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве, воспроизведение таинственных картин далекого прошлого (прежде всего Античности и Средневековья)
Cлайд 10
Официальная дата рождения символизма 1886 г. французский поэт Жан Мореас опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест символизма»
Cлайд 11
В основе символизма Идея двойственности мира Искусство призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное Обладая особым внутренним зрением, художник должен «расшифровывать» скрытые значения вещей и явлений, облекать их в осязаемые формы, т.е. «объективировать субъективное»
Cлайд 12
Искусство символизма оперирует метафорами и аллегориями Оно тяготеет к намекам, иносказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грез, фантазий и видений Символ приходится угадывать, опираясь на собственную интуицию и ощущения, его можно истолковать словами, но понять его конечный, истинный смысл невозможно
Cлайд 13
Искусство по природе символично Символизм содержится и «растворен» в любой эпохе и в любом виде искусства, каждое художественное произведение условно, символично отражает общую картину мира Пользуясь собственными средствами, оно изображает «невидимое посредством видимого» В ХХ веке символизм теоретически обосновал его характерные черты
Cлайд 14
Мастера живописи символизма Пюви де Шаванн Гюстав Моро Одилон Редон (Франция) Арнольд Бёклин Франц фон Штук (Германия) Микалоюс Чюрлёнис (Литва) Михаил Врубель Виктор Борисов-Мусатов (Россия)
Cлайд 15
Темы символистов: Жизнь и смерть Хаос и космос Добро и зло Возвышенное и низменное Историческое прошлое (античная, библейская мифология, средневековые легенды и фольклор) Обращаясь к миру снов и грез, они воспроизводили особенности человеческой психики, ее сокровенные тайны и загадки
Cлайд 16
Пюви де Шаванн (1824-1989 гг.) Бедный рыбак
Cлайд 17
Cлайд 18
Cлайд 19
Cлайд 20
Гюстав Моро (1826-1898 гг.) Чаще всего обращался к литературным источникам: мифам и легендам Главная черта – воспроизведение загадочного мира человеческих эмоций, феерических зрелищ, часто несущих в себе зловещий , роковой смысл Женские образы имеют двойственное значение – красота и порок
Cлайд 21
Cлайд 22
Саломея, танцующая перед Иродом
Cлайд 23
Одилон Редон (1840-1916 гг.) «Где-то на грани между реальностью и фантазией художник нашел необитаемую область и населил ее грозными призраками, чудовищами… сложными существами, сотканными из всех возможных видов человеческого порока, животной низости, ужаса и скверны…»
Cлайд 24
Циклоп
Cлайд 25
Cлайд 26
Микалоюс Чюрлёнис (1875-1911 гг.)
Cлайд 27
Cлайд 28
Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг.)
Cлайд 29
Cлайд 30
Сирень
Cлайд 31
Портрет С. И. Мамонтова
Cлайд 32
Cлайд 33
Cлайд 34
Крылатый серафим
Cлайд 35
Богатырь
Cлайд 36
Волхова
Cлайд 37
Виктор Эльпифорович Борисов-Мусатов (1870-1905 гг.) Ностальгия по прошлому выражается в желании увести зрителя в безвозвратно ушедшее прошлое, в мир старинных полуразрушенных усадеб и тенистых алеей парков, на берега заросших рек и искусственных водоемов
Cлайд 38
Cлайд 39
Дама в голубом
Cлайд 40
Сапунов Н. Н. Пионы
Cлайд 41
Судейкин С. Ю. Балет
Cлайд 42
Домашнее задание законспектировать 23.1. стр. 267-270 кратко (на 1 стр.) Разобраться что такое модернизм