Код презентации скопируйте его
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО Северск «Детская школа искусств» Презентация к уроку МХК в 11 классе «Социалистический реализм в изобразительном искусстве 30-х гг.» Автор: Колесникова Лариса Васильевна преподаватель МХК Северск, 2016
* * http://aida.ucoz.ru «Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то «свободных», независимых от общества, как бы стоящих над этим обществом художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, журналистов. Они просто никому не нужны...». И.В. Сталин Л. Соков. Очки для каждого советского человека
* * http://aida.ucoz.ru Как метод социалистического реализма повлиял на художественные принципы и содержание произведений изобразительного искусства? Проблемный вопрос
* * http://aida.ucoz.ru Цель урока: влияние идеологии тоталитарного общества на художественные методы и содержание произведений изобразительного искусства. Задачи: 1. Определить черты искусства тоталитарной эпохи. 2. Сформировать у учащихся представление об официальном направлении изобразительного искусства России советского периода. 3. Рассмотреть закономерности, по которым происходило утверждение принципов социалистического реализма. 4. Показать проявление тоталитаризма в различных областях и жанрах художественного творчества. 5. Воспитывать интерес и уважение к культуре нашей Родины
Общими тенденциями в культуре 20-30-х гг. можно назвать переплетение двух процессов – развитие культуры и её идеологизация. Повторение пройденного
В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление объединить «всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей... Провести аналогичные изменения по линии других видов искусства». Цель: установление тотального партийного контроля. Повторение пройденного
С середины 30-х гг. начинается новый этап в развитии художественной культуры. Официальным и единственным художественным принципом становится принцип социалистического реализма. Он подразумевал создание произведений, раскрывающих вопросы социалистического строительства и рассматривающих через эту призму окружающую действительность. Культурная революция
Запишите в тетрадь! Определение социалистического реализма Социалистический реализм - направление в советском искусстве, «правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма».
Социалистический реализм как метод отражения действительности Искусство, подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать единственно верному художественному направлению — социалистическому реализму. Политическая суть этого метода - мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть при социализме.
Основные принципы социалистического реализма Народность. Новый тип положительного героя — созидателя, активного борца за идеалы коммунизма. Партийность. Показать героические поступки, революционную борьбу за светлое будущее. Правдивость. Показать мирный быт народа, поиск путей новой жизни с целью достижения счастливой жизни для всех людей в соответствии с принципами исторического материализма. С. Герасимов. Клятва сибирских партизан А. Пластов. Колхозный праздник
* * http://aida.ucoz.ru Б. Иогансон. Допрос коммунистов В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника, а идейная направленность сюжета. Его классиком стал Б. Иогансон, чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена всевозможными наградами. Социалистический реализм в живописи
Социалистический реализм в живописи Признание получила официальная парадная живопись, а также картины на темы революции и гражданской войны, строительства социализма. Ю.И.Пименов. Работницы Уралмаша на заводе, 1934 М.Б. Греков. Знаменщик и трубач, 1934
Историко-революционный жанр Авторы решали свои задачи, используя различные приемы и традиции. Одни во главе с И. И. Бродским выступали как историки-летописцы событий. Другие обращались к жанру картины-повести о народной жизни, создавая сложные многофигурные композиции. Некоторые стремились создать из своих полотен героические поэмы (А. Дейнека. «Левый марш»). А.М. Герасимов. В.И. Ленин на трибуне
Сложение композиционной схемы парадного портрета Вождь — мудрый учитель И. Бродский. Ленин в Смольном И. Бродский. Портрет И. В. Сталина, 1937 Вождь — руководитель
Вождь — человек (друг детей, рабочих, солдат...) Б. Владимирский. Розы для И.В. Сталина, 1937
Мифотворчество социализма - радость и оптимизм свободного труда С. Герасимов. Колхозный праздник
А.А. Дейнека «Работать, строить и не ныть!» Физкультура и спорт, их необходимость и новизна для народа находят в его творчестве пластическое выражение. Художник видит спортсменов на фоне высокого голубого неба, в лучах солнца, вдыхает вместе с ними утренний воздух стадионов, чувствует динамику свободного бега. Его персонажи – юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетического сложения. Плакат. Физкультурница. Работать, строить и не ныть! 1933 Вратарь, 1934 Бег, 1934 Лыжники, 1931 Велосипедистка, 1935
А. Дейнека. Мать 1932 А. Дейнека. Будущие летчики 1937 Главные черты творчества А. Дейнеки: четкий выразительный рисунок, эмоциональный строй композиции, лаконичный колорит. Молодость, спорт, радость труда, здоровый, гармонично развитый человек – такова тематика его картин. За конкретным сюжетом чувствуется типичное в жизни и характере молодежи той поры, черты эпохи, аромат времени.
Юрий Иванович Пименов – художник лирического типа. Он ищет новые явления советской жизни. Картина «Новая Москва» написана в 1937 году. Женщина за рулем машины – центральный образ, который олицетворяет движение в будущее, что соответствует нормам идеологии. Образы будущего в творчестве Ю. Пименова Ю. Пименов. Новая Москва Ю. Пименов. Огни университета
По-своему подходил к решению новых задач М. В. Нестеров. Он стремился создать типичный для тех лет образ человека-творца. Основная тема этих портретов – активная духовная жизнь энергичной творческой личности. Портреты М.В. Нестерова Портрет В.М. Васнецова Портрет художницы Е.С. Кругликовой Портрет хирурга С.С. Юдина, 1933 Портрет скульптора В.И. Мухиной, 1940 Портрет П.Д. и А.Д. Кориных, 1930
Всемирная выставка в Париже в 1937 г. Павильоны Германии и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция должна демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.
«Торжественную поступь я превратила во всесокрушающий порыв». В. Мухина Скульптура воплотила символы и идеалы эпохи, стала выдающимся памятником монументального искусства. Скульптура была официально признана шедевром искусства ХХ века. Создание огромного памятника из нержавеющей стали проходило в рекордно сжатые сроки с применением новейших технологий. Высота - 25 метров, с постаментом - 58 метров, вес - 185 тонн. «Рабочий и колхозница» — символ советского тоталитаризма
* * http://aida.ucoz.ru 1. Тоталитарное государство создает новую художественную культуру по собственному образу и подобию, превращая искусство в орудие идеологии и средство борьбы за власть. 2. В борьбе за души и мысли людей нужно было обращаться к широким массам на простом и доступном им языке. Власть потребовала от художников создания произведений, которые были бы понятны даже самому необразованному человеку. 3. Все стили и направления, которые не соответствуют официальным установкам, осуждаются как реакционные и враждебные. 4. Каждый художественный жанр включался в общую задачу внедрения в сознание народа марксистской идеологии: в портрете создавался образ Великого Вождя и Нового Человека, историческая картина прославляла героику революционной борьбы, пейзаж открывал величие Родины-Матери или успешность социалистических преобразований и т. д. 5. В тоталитарном государстве искусство является мощным инструментом воздействия на духовную жизнь общества. Итоги и выводы
Проверь себя! 1. Вспомни портреты М. Нестерова и назови профессии людей, изображенных на них: Юдин Павлов братья Корины Мухина 2. Назови имена художников и скульпторов, авторов следующих произведений: «Рабочий и колхозница» «Колхозный праздник» «Трубачи Первой Конной» 3. Какие качества ставились во главу угла с точки зрения метода социалистического реализма: отточенность художественной формы; высокая идейность; лаконизм. 4. Расшифруй аббревиатуры: ВДНХ, ВКП (б), ГТГ, РАПП, АХРР.
Домашнее задание Вопрос-рассуждение (можно в форме сочинения-эссе). Что, на ваш взгляд, в развитии СССР 30-х гг. можно назвать несомненным успехом страны в сфере культуры?
* * http://aida.ucoz.ru Литература Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. - М.: Юрайт, 1998. - 576 с. Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура XX-начала XXI века. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. - 304 с. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2001. Советская культура и современная Россия. - режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-7.html Ссылки на изображения: http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/9-klass/rossiya-v-poiskah-perspektiv-1917-1927-gg-stanovlenie-sssr/kultura-iskusstvo-sssr-v-1930-e-gg http://www.urokiistorii.ru/memory/ex/2009/11/pokhod-za-kulturoi http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13047&ob_no=13401 http://img-fotki.yandex.ru/get/4112/na-blyudatel.11/0_25122_8fce7436_L http://www.artvoyage.org/sovietposters/images/1012.jpg http://cccp-revivel.blogspot.ru/2012/03/eti-merzkie-sovetskie-ludi.html http://epics.zabmedia.ru/e0976c5a41ba364df79e0edd613d665d.jpg http://ourarts.ru/?p=1936 http://eng.plakaty.ru/p/?src=/upload/iblock/696/696d244d8505033fd6bbfd7755bb54e4.jpg&w=360&h=540&zc=2 http://www.chernorukov.ru/articles/?article=310 http://tphv-history.ru/kartiny/Nesterov/061.html http://slavyanskaya-kultura.ru/images/rm_10_891.jpg http://www.apn.ru/publications/article22174.htm
* * http://aida.ucoz.ru http://www.deineka.ru/images/works/kolhoznitca_na_velosipede.jpg http://ukrmap.su/program2009/uh10/015/05.jpg http://www.e-reading.club/illustrations/73/73824-i_082.jpg http://back-in-ussr.com/2015/09/lyubimyy-stalin-schaste-narodnoe.html http://pravdoiskatel77.livejournal.com/4069357.html http://la-fa.ru/master88.html http://www.davno.ru/assets/images/posters/big/poster-1939h.jpg http://www.liveinternet.ru/users/g_b_s/post133284512/ http://www.etovidel.net/appended_files/big/4fd8d03f8ded0.jpg http://www.perunica.ru/uploads/posts/2013-04/1367328767_0_2ca45_1a18453d_xl.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5813/86038939.7a/0_78356_68c86d09_XXL.jpg http://www.russian-goldenring.ru/Sight.aspx?id=607 http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/234487 http://www.culture.ru/news/56245/romantizm-epohi-bolshevizma http://www.liveinternet.ru/users/3090603/post329337574/ http://naklejki-na-avto.ru/images/product/l/2139258b6.png http://img-fotki.yandex.ru/get/9492/16969765.231/0_8f8c4_640fc366_orig.png http://painting.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st001.shtml http://www.bovuna.ru/72-1.jpg http://savok.name/229-kartiny_stalin.html