Образ Богини-Матери. Богиня-Мать присутствует во всех культурах мира, и почти на всех языках мира слово «мать» звучит одинаково. Это один из самых древних и многоликих образов. С точки зрения мифологии Богиня-Мать соотносится, прежде всего, с творческим, созидательным началом в природе. Она - у истоков творения мира. На ранних стадиях истории человечества, видимо вся природа представлялась в виде женского божества: отсюда ее вездесущность - она и «Мать Сыра Земля», она же - Богиня Неба: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает- Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. Довольно поздний литературно-сказочный образ у А.С. Пушкина воспроизводит древние функции Богини-Матери.
Cлайд 3
«Венера Виллендорфская».Известняк. Музей истории искусств, Вена В эпоху палеолита символом всеобъемлющего, всепорождающего и одновременно всепоглощающего лона богини-матери стала пещера. Там. Где пещеры отсутствовали в силу естественных причин, их заменяли фигурки так называемых палеолитических Венер, которые отличались гипертрофированным чревом (Венера из Виллендорфа). Сопутствующее богине мужское оплодотворяющее начало пронизывает по оси тело богини (одно из объяснений отсутствия лица) или присутствует в виде атрибута – рога ( женщина с рогом из Лосселя), а позднее, с переходом к земледелию – в виде зерна или его отпечатка.
Cлайд 4
«Венера Лоссельская». Музей Аквитании, Бордо, Франция Изображение «Венеры Лоссельской», называемой еще «Дамой с рогом», представляет собой барельеф на известняковой скале размером 42 см. В нем заметно стремление автора совместить фронтальное изображение с профильным. Для прорисовки женской фигуры художник использовал естественный изгиб скалы, углубление которой было совмещено с нижней частью живота. В поднятой вверх руке женщина держит рог – символ обилия пищи. Голова женщины, лишенная определенных черт лица, обращена к рогу, а волосы ниспадают на противоположную сторону. Другая рука лежит на животе. Ноги максимально уменьшены в размерах и четко не прорисованы. Вместе с тем, несмотря на фронтальное положение тела, художник сообщает женской фигуре некое подобие движения.
Cлайд 5
Палеолитические «Венеры». Многочисленные статуэтки женских фигур, обнаруженные в разных частях света – это обобщенные образы хранительниц домашнего очага и символы плодородия. Палеолитические «Венеры» носили культовый характер. В чем видит красоту древний художник?
Cлайд 6
Богиня со змеями. Керамика. Археологический музей, Ираклион В эпоху неолита образ Богини –Матери сливается с образом Мирового древа. Критская богиня со змеями объединяет собою всю вселенную. Ее голова увенчана фигуркой птицы, которая является символом небесной сферы. Ее вьющаяся змеями корона волос – это небесные воды. Пышная юбка покрыта темными и светлыми квадратами, которые являются геометрическим символом земли.
Cлайд 7
Плодоносящая божественная сущность богини матери была связана не только с землей, но и с водой как первозданной стихией, из которой возник космос. Индоевропейское слово mater (влага) и ar(вода), то есть представляет как бы удвоение живительных вод или сосуд, содержащий влагу жизни. Из пены морской рождается греческая богиня Афродита. «Рождение Афродиты». Рельеф «Трона Людовизи» (460 г. до н.э. Национальный музей, Рим) Афродита являлась олицетворением производительных сил природы, плодородия. Момент рождения богини из пены морской запечатлен в знаменитом «Троне Людовизи» (460 г. до н.э. Национальный музей, Рим).Две нимфы, осторожно поддерживая богиню, принимают ее из морских волн. Афродита с восторгом и удивлением входит в неведомый мир. Дождеобразно спадают складки хитона, как бы скрывая тайну ее рождения. Лишь морская галька, на которую упираются ступни нимф, напоминают о месте события. Афродита удивительно прекрасна, и мастер, создавший ее образ любуется ее тонким профилем, гибкостью фигуры, прядями спадающих волнистых волос.
Cлайд 8
Боттичелли «Рождение Венеры» В Венере Боттичелли удивительным образом сочетаются обаяние античной богини и мечтательность мадонны.