Державин Гавриил Романович Выполнила: Ученица ИФФ2-10 класса Шеменёва Анастасия Научный руководитель: Степанова И.А.
Cлайд 2
Проблема, лежавшая в основе работы: Г.Р. Державин – поэт и государственный деятель, одна из самых ярких личностей XVIII века. Цель моей работы заключалась в исследовании проблемы писатель и эпоха. Источниковедческой базой работы являются автобиографические «Записки» Державина, где отражен жизненный путь Державина поэта и характер эпохи. В качестве дополнительных источников привлекались роман Ходасевича «Державин» и роман Михайлова.
Cлайд 3
Державин – поэт и государственный деятель эпохи просвещения. 24 ноября 1873 года в Петербурге состоялась торжественная церемония открытия памятника Екатерине II. Под грохот пушек Петропавловской крепости и колокольный звон перед собравшимися предстала фигура императрицы, а у ее ног – девять сподвижников, прославивших ее царствование. Среди них и Гаврила Романович Державин. Мы знаем Г.Р. Державина, прежде всего как признанного первого русского лирика XVIII в., дерзнувшего смешать и спутать все стили, дерзнувшего заговорить «языком сердца» и «истину царям с улыбкой говорить».
Cлайд 4
Но сам поэт считал себя имеющим право на уважение не столько за поэтическую деятельность, сколько за благие свои стремления к государственной службе. Никто из литераторов не дослужился до таких чинов и не занимал столь высоких должностей, как Державин: губернатор Олонецкой и Тамбовской губерний, статс-секретарь при Екатерине II, сенатор, государственный казначей, министр юстиции. И добился он всего без большого образования, без знатной родни, без связей. XVIII век – век Просвещения, время значительных успехов русской государственности и русской культуры. Эпоха Петра I и Екатерины II являющихся воплощением идеи абсолютной монархической власти. Радищев назвал это столетие «безумным» и «мудрым». Это век развития в русском искусстве классицизма, не отделимого от идей воспитания человека и преобразования мира в соответствии с требованиями разума, пропаганда идеи служения личности обществу и государству. Искусство классицизма призвано было воспитывать в человеке гражданственность и благонравие.
Cлайд 5
«Падал я, вставал в мой век.» «Записки» Державина. Один из поэтов нашего края Валентик в стихотворении, посвященном 260-летию со дня рождения Державина, скажет о нем: «Держава – в имени и роде! И в поэтической породе Держал он свой державный шаг, Поэзии российской флаг.» Мысли об общественном благе, необходимости честного исполнения своего долга и служения Родине, неоднократно звучали в автобиографических «Записках» Державина, написанных им в 1811-1813 годах. Замечу, что автор о себе пишет преимущественно в третьем лице – «он», и лишь иногда, в минуты сильного волнения, сбивается на «я».
Cлайд 6
В своей работе я хочу остановиться на некоторых страницах этой книги, наиболее ярко, на мой взгляд, раскрывающих характер Державина: чувство собственного достоинства, решительность, прямота в обращении с сильными мира сего, правдолюбие и вместе с тем вспыльчивость и горячность, нежелание и неумение подчиняться. Культ честного служения обществу, государству, державе пронизывает все творчество Г.Р. Державина, Державин-держава-державность. Кажется, что фамилия поэта – это псевдоним, настолько ясно она ложится на идеологию классицизма.
Cлайд 7
Когда читаешь первые главы «Записок», немало сходного невольно обнаруживаешь в судьбе молодого Державина с судьбой хорошо знакомого пушкинского героя – Петра Гринева. Они почти сверстники, близкие по происхождению, семейным традициям. Вспоминаешь эпизод из «Капитанской дочки», когда Петруша Гринев проигрывает в карты и, несмотря на недовольство Савельича, отдает долг как человек, живущий по закону чести. Державин во времена своей службы вообще очень сильно пристрастился к картам, бывало, и проигрывал, но никогда « не старался каким – либо переворотом отыгрываться или обманами, лжами и пустыми о заплате уверениями доставать деньги; но всегда содержал слово свое свято, соблюдал при всяком случае верность, справедливость и приязнь». Державин – был свидетелем события русской истории XVIII века – крестьянского восстания предводительством Емельяна Пугачева. Он, как и пушкинский герой, оказался в эпицентре событий и наверняка мог бы повторить слова Гринева о Пугачевском бунте «бессмысленном и беспощадном».
Cлайд 8
Державин и Екатерина II. В 1791 году Державин назначается секретарем Екатерины II. Дворцовая жизнь текла по своим особым законам. Климат двора нередко определялся фаворитами императрицы, которые в угоду своим личным интересам готовы были на все. Что касается Державина, то он часто становился «неугодным» для многих вельмож из-за своего служебного рвения. Державин увидел жизнь двора воочию, и у него изменилось представление и о Екатерине II. Первая встреча с Екатериной ошеломила его, но в дальнейшем он изменяет свое мнение о ней. Это не означало, конечно, что Державин перестал видеть в ней «просвещенную монархиню», просто в представлении Державина она утрачивает черты исключительности, перестает быть неземным существом.
Cлайд 9
Оценка личности и деятельности Державина в романе Ходасевича «Державин». Роман Ходасевича «Державин» был написан в 1931 году. Его автор – поэт «серебряного века». Главное достоинство Державина – поэта, Ходасевич видит в том, что он сумел «выразить свою личность такой, какова она была, нарисовать портрет свой живым и правдивым, не искаженным условной позой и не стесненным классической драпировкой». Ходасевич сумел найти новый подход к изображению жизни поэта, не прибегая к расширению фактического материала. «Биограф - не романист. Ему дано изъяснить и освещать, но отнюдь не выдумывать», - подчеркивает он в предисловии к роману.
Cлайд 10
Избранный писателем принцип повествования в критике назван «принципом психологических расшифровок». Излагая известные факты биографии Державина, Ходасевич пытается психологически мотивировать поступки персонажей. Кроме того по всему роману разбросаны характеристики Державина и оценки его деятельности на государственном поприще: «движимый человеколюбием», «поклонник Закона», «умом был прям, а душой прост», «упрямый и прямолинейный». Роман Ходасевича по существу заканчивается истолкованием оды «На тленность», написанной за два дня до смерти. Стихотворение не закончено, это акростих: из первых букв стихотворных строк складывается выражение «РУИНА ЧТИ». Что это означает? И каким могло быть продолжение? Кажется, что Державин в этом стихотворении отказывается от мысли о том, что история и поэзия («Звуки лиры и трубы») способны побеждать время. Но мы помним, что мысль о поэтическом бессмертии впряжена в стихотворении Державина «Памятник». Для Ходасевича, пережившего потрясения революции и ощутившего себя поэтом отошедшего времени, поэтическое завещание Державина стало поводом для размышлений о собственной судьбе.
Cлайд 11
Заключение. Однажды Г.Р. Державин написал эпитафию самому себе: « Здесь лежит Державин, который поддерживал правосудие, но, подавленный неправдою, пел, защищая законы». Державин на всю жизнь остался верен своему принципу: правосудие превыше всего. Работа с «Записками» Г.Р. Державина и романом Ходасевича дала мне возможность более глубоко прочувствовать Державина как личность. Эпоха играет немалую роль в деятельности и жизни любого человека, а в биографии Державина его время, XVIII век отразился со всеми его позитивными и негативными сторонами.
Cлайд 12
Список используемой литературы: Державин Г.Р. «Записки», Москва, 2000г. Ходасевич В.Ф. «Державин», Москва, 1988г. Благой Д.Д. «История русской литературы XVIII век», Москва, 1946 г. Гусев В. « Мощь и трагедия «старина»» / Материалы научной международной конференции посвященной 260-летию со дня рождения поэта. Пашкуров Л.К., Казань, 2003 г.