Важнейшим источником русского искусства на этапе его становления стали народное декоративное и изобразительное творчество. Культурное развитие русских земель приводит к возникновению самобытного и величественного стиля в зодчестве, фреске, декоративном искусстве Руси.
Cлайд 2
Выдающимися памятниками декоративного искусства этой эпохи являются серебряные изделия. Многие предметы из серебра: височные привески, браслеты, бармы украшались изображениями фантастических зверей и птиц, сплетённых лентами; встречаются изредка и человеческие фигурки.
Cлайд 3
Резьба по дереву. Яков Фирсов. Людогощенский крест. 1359 г. Фрагмент. Новгород. Оклад Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки 1392 г. Подьём культуры после свержения татаро-монгольского ига. Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, литьё, ювелирное, художественное шитьё. Шили главным образом гладью, воспроизводя работы иконописцев.
Cлайд 4
Москва становится столицей могучей державы. Расцвет русского зодчества. Строительство Москвы, храмов. Наивысший расцвет искусства орнаментальной резьбы по дереву, камню. Особое место занимает майолика – изразцы, роспись по эмали. В художественном шитье в изобилии вводится золото, жемчуг, драгоценные камни. Изразец XVII в. Третьяк Пестриков. Ковш. 1624 г. Золото, драгоценные камни. Москва. Государственная Оружейная палата
Cлайд 5
Чаша царя Алексея Михайловича. 1653 г. золото, эмаль, драгоценные камни. Чаша. Конец XVII в. Строгановская школа. Роспись по эмали. Москва. «Положение во гроб». Конец XVII в. Шелковая ткань, холст; шитьё золотыми, серебряными и шелковыми нитями; плетёное кружево, жемчуг, драгоценные камни, золото, финифть.
Cлайд 6
В эти годы развивается художественное стекло, и смальтовая мозаика. Большой вклад внёс Михаил Ломоносов. Благодаря многочисленным исследование в области химии стекла Ломоносову удалось получить стекло и мозаичную смальту разнообразных оттенков. Мастерская Ломоносова. Апостол Павел. XVIII в. Мозаика, смальта, медь. Кубок. 1709-1714 гг. Ямбургский завод. стекло бесцветное с красными золотыми нитями внутри ножки.
Cлайд 7
Почётное место в убранстве помещений занимают шпалеры – безворсовые ковры, своего рода декоративные картины, вытканные ручным способом. Производство шпалер в России налаживается в 1717 -1719 г. в Петербурге.
Cлайд 8
Во второй половине XVIII века русское прикладное искусство достигло значительного подъема. Стиль русского барокко проявляется в интерьерах дворцов, построенных В.В.Растрели. Он часто проектирует мебель для дворцов. Новая форма мебели, столов, комодов. Их основное украшение – рельефная резьба, её золотят и подцвечивают. Применяют также и роспись цветами и сплошное окрашивание мебели, преимущественно в светлые тона: слоновой кости, белый, зелёный. Для обивки используют узорные шелка, бархат, шпалеры и вышивки. Бурно развивается производство шёлковых тканей для платьев и декоративных тканей. Русский фарфор достигает европейского уровня. Расцвет ювелирного искусства. Используются бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины. Тульские мастера изготавливают необыкновенные стальные изделия: шкатулки, подсвечники, пуговицы, пряжки.
Cлайд 9
Ваза. Императорский фарфоровый завод. Петербург. Надглазурная полихромная роспись, позолота. Высота – 37,5 см Водоноска. 1817 – 1820 гг. Императорский фарфоровый завод. Роспись, позолота. Высота – 25 см. Шкаф розового дерева с бронзой и фарфоровыми вставками. 1846г.
Cлайд 10
Важную роль в развитии декоративного искусства сыграла деятельность Абрамцевского кружка, куда входили выдающиеся художники того времени. Выполнялись декоративные предметы и мебель, близкие к народным формам. Это была стилизация в древнерусском духе со сказочными мотивами. Рамки для зеркал. По эскизам Е.Д. Поленовой. 1880 г. Дерево, резьба, раскраска. Шкафчик с колонкой. 1885 г. дерево, резьба, раскраска.
Cлайд 11
Е.А. Прахова. Ангел. Пано. По эскизу В.М.Васнецова 1899г. С.В.Малютин. «Теремок» во Фленове близ Талашкина. Начало 1890-х гг.