Код презентации скопируйте его
Рубеж 17-18 вв. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Начинается Новое время Стремительное освоение общеевропейских стилей (зачатки барокко, рококо, классицизма) Стилевое многообразие в искусстве Присутствие традиций различных школ, проявление разнообразных национальных манер, привнесенных иностранными мастерами Светский характер искусства Освоение новых жанров (натюрморт, портрет, пейзаж, исторический жанр) Реформы Петра I в политике, экономике, в искусстве (приглашение талантливых архитекторов, скульпторов, живописцев; обучение русских художников за границей) Приобщение русского искусства к общеевропейской традиции (без развитой теории, художественной критики) Освоение художниками и архитекторами европейского языка искусства; создание произведений, отражающих европейские и национальные традиции
АРХИТЕКТУРА Рубеж 17-18 вв. – возникновение и расцвет русского барокко Рубеж 18-19 вв. – возникновение и развитие классицизма Барокко Появление барочных элементов в декоративных формах архитектуры 17 в. (московское/нарышкинское барокко) Оптимистичная приподнятость и праздничность (в отличие от европейской напряженности, скованной энергии)
РУССКОЕ БАРОККО: Ясность композиции Декоративная пышность отделки Игра света и тени на фасадах Широкие и высокие (от пола) окна, обрамленные сложными наличниками Анфилады комнат, украшенных золотой резьбой, паркетом из дорогих пород дерева, живописными плафонами Позолота и скульптура во внешнем убранстве здания Красочность цветовых сочетаний (голубой/бирюзовый и белый, оранжевый и белый) Создание величественности и роскоши за счет разной группировки пилястр, колонн, ваз, картушей, скульптур Богатый декор интерьера, сочетающийся с красочными панно, фигурными зеркалами и светильниками Мебель сложная и затейливая по формам и декору
Башенно-ярусная композиция В основании – куб (четверик), к которому со всех сторон примыкают полукруглые выступы На четверике – два восьмерика (второй с проемами для колоколов), сверху – восьмигранное основание главы Материалы: красный кирпич, узоры белокаменные Церковь покрова в Филях.17 век
АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА 1760-е гг. – начало формирования стиля. Обращение к образцам античной архитектуры. Изучение «преломленной» классики Западной Европы эпохи Ренессанса и Просвещения. Идея гражданственности. Внесение своих черт в европейские стилевые принципы. Развитие монументальной живописи плафонов и настенных панно. Появляются новые по назначению помещения: танцевальные залы, кабинеты, специальные парадные комнаты. 1760-е – 1780-е – ранний классицизм Тон задают общественные здания. В основе планировочных схем 1-2 правильные геометрические фигуры. Сер.1780-х – 1790е – строгий классицизм Тон задают городские частные дворцы и усадьбы. Господство усадебных схем (центральный корпус, соединенный с боковыми павильонами). Распространены центрические композиции сооружений, завершающихся куполом или бельведером.
Русский классицизм: Строгий композиционный строй. Ясная тектоника. Основу фасадов и интерьеров образует ордерная композиция. Деление домов по высоте на рустованную цокольную и основную верхнюю части. Фасады освобождаются от сложной пластики и живописного декора. Строгий рисунок прямоугольных наличников. Оштукатуренные стены.
АРХИТЕКТУРА РУБЕЖА 17-18 ВВ. Тенденции европеизации, подвергающиеся переработке Архитектурные формы утрачивают практическое значение – используются в качестве накладного декора для обогащения фасадов зданий (завершение эволюции стиля барокко) 18 в. –снижение роли церкви в жизни общества – уменьшение количества строящихся культовых сооружений (церквей, монастырей) Усиление роли государства – увеличение объема гражданского строительства, перестройка старых городов. Перемещение центра градостроительной деятельности в Петербург. Появление городских ансамблей Москвы и Петербурга. Характерный комплексный подход к застройке городов; точные чертежи; генеральные планы и проекты. «Петровское барокко» - гражданственность и рационализм, упорядоченность композиций.
Д. Трезини. Собор Петра и Павла. Петропавловская крепость. 18 век Ф.Б. Растрелли Соборный храм Смольного монастыря 1748-57гг.
В. Боровиковский. Портрет Е.И. Лопухиной. 18 век Д. Левицкий. Портрет Е.И. Нелидовой. 18 век