Рубеж 17-18 вв. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Начинается Новое время Стремительное освоение общеевропейских стилей (зачатки барокко, рококо, классицизма) Стилевое многообразие в искусстве Присутствие традиций различных школ, проявление разнообразных национальных манер, привнесенных иностранными мастерами Светский характер искусства Освоение новых жанров (натюрморт, портрет, пейзаж, исторический жанр) Реформы Петра I в политике, экономике, в искусстве (приглашение талантливых архитекторов, скульпторов, живописцев; обучение русских художников за границей) Приобщение русского искусства к общеевропейской традиции (без развитой теории, художественной критики) Освоение художниками и архитекторами европейского языка искусства; создание произведений, отражающих европейские и национальные традиции
Cлайд 3
АРХИТЕКТУРА Рубеж 17-18 вв. – возникновение и расцвет русского барокко Рубеж 18-19 вв. – возникновение и развитие классицизма Барокко Появление барочных элементов в декоративных формах архитектуры 17 в. (московское/нарышкинское барокко) Оптимистичная приподнятость и праздничность (в отличие от европейской напряженности, скованной энергии)
Cлайд 4
РУССКОЕ БАРОККО: Ясность композиции Декоративная пышность отделки Игра света и тени на фасадах Широкие и высокие (от пола) окна, обрамленные сложными наличниками Анфилады комнат, украшенных золотой резьбой, паркетом из дорогих пород дерева, живописными плафонами Позолота и скульптура во внешнем убранстве здания Красочность цветовых сочетаний (голубой/бирюзовый и белый, оранжевый и белый) Создание величественности и роскоши за счет разной группировки пилястр, колонн, ваз, картушей, скульптур Богатый декор интерьера, сочетающийся с красочными панно, фигурными зеркалами и светильниками Мебель сложная и затейливая по формам и декору
Cлайд 5
Башенно-ярусная композиция В основании – куб (четверик), к которому со всех сторон примыкают полукруглые выступы На четверике – два восьмерика (второй с проемами для колоколов), сверху – восьмигранное основание главы Материалы: красный кирпич, узоры белокаменные Церковь покрова в Филях.17 век
Cлайд 6
АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА 1760-е гг. – начало формирования стиля. Обращение к образцам античной архитектуры. Изучение «преломленной» классики Западной Европы эпохи Ренессанса и Просвещения. Идея гражданственности. Внесение своих черт в европейские стилевые принципы. Развитие монументальной живописи плафонов и настенных панно. Появляются новые по назначению помещения: танцевальные залы, кабинеты, специальные парадные комнаты. 1760-е – 1780-е – ранний классицизм Тон задают общественные здания. В основе планировочных схем 1-2 правильные геометрические фигуры. Сер.1780-х – 1790е – строгий классицизм Тон задают городские частные дворцы и усадьбы. Господство усадебных схем (центральный корпус, соединенный с боковыми павильонами). Распространены центрические композиции сооружений, завершающихся куполом или бельведером.
Cлайд 7
Русский классицизм: Строгий композиционный строй. Ясная тектоника. Основу фасадов и интерьеров образует ордерная композиция. Деление домов по высоте на рустованную цокольную и основную верхнюю части. Фасады освобождаются от сложной пластики и живописного декора. Строгий рисунок прямоугольных наличников. Оштукатуренные стены.
Cлайд 8
АРХИТЕКТУРА РУБЕЖА 17-18 ВВ. Тенденции европеизации, подвергающиеся переработке Архитектурные формы утрачивают практическое значение – используются в качестве накладного декора для обогащения фасадов зданий (завершение эволюции стиля барокко) 18 в. –снижение роли церкви в жизни общества – уменьшение количества строящихся культовых сооружений (церквей, монастырей) Усиление роли государства – увеличение объема гражданского строительства, перестройка старых городов. Перемещение центра градостроительной деятельности в Петербург. Появление городских ансамблей Москвы и Петербурга. Характерный комплексный подход к застройке городов; точные чертежи; генеральные планы и проекты. «Петровское барокко» - гражданственность и рационализм, упорядоченность композиций.
Cлайд 9
Д. Трезини. Собор Петра и Павла. Петропавловская крепость. 18 век Ф.Б. Растрелли Соборный храм Смольного монастыря 1748-57гг.
Cлайд 10
Ж.Б. Деламот Академия художеств в Петербурге. 1764-1788 гг.
Cлайд 11
Ф.Б. Растрелли Соборный храм Смольного монастыря 1748-57 гг.
Cлайд 12
Ф.Б. Растрелли. Зимний дворец. 18 век
Cлайд 13
Ф.-Б.Растрелли, Ж.-Б.Леблон. Большой дворец. Петергоф.
Cлайд 14
Ф.Б.Растрелли Большой Екатерининский дворец в Царском селе (1752—1756)
Cлайд 15
Д. Ухтомский. Колокольня Троице-Сергиевой лавры. 18 век
Cлайд 16
В. И. Баженов. Дом Пашкова в Москве. 1784-86 гг.
Cлайд 17
М. Казаков. Московский университет. 18 век
Cлайд 18
А. П. Антропов.Портрет Петра III 1762 г.
Cлайд 19
Ф. Рокотов. Портрет В.А. Суровцевой. 18 век
Cлайд 20
В. Боровиковский. Портрет Е.И. Лопухиной. 18 век Д. Левицкий. Портрет Е.И. Нелидовой. 18 век
Cлайд 21
А. Лосенко. Владимир и Рогнеда. 18 век
Cлайд 22
Бартоломео Карло Растрелли Анна Иоанновна с арапчонком. 1741 Бартоломео Карло Растрелли. Портрет Петра I. 1723-1730
Cлайд 23
Ф. Шубин. Портрет Павла I. 18 век
Cлайд 24
Cлайд 25
Ф.Б.Растрелли Дом Строганова.1752-1754 гг. Ф.Б. Растрелли. Воронцовский дворец. 18 век