Небесная синева Гжели Презентация учащихся 7 класса МОУ «СОШ с. Сокур» Кл. руководитель – Белоусова Г.Г.
Cлайд 2
Цели: Познакомиться с гжельским народным промыслом, его историей, особенностями технологии. Сформировать умение самостоятельно отбирать материал для создания презентации о народных промыслах, расширить кругозор. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувство гордости за свою страну и народ.
Cлайд 3
Что такое Гжель? Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, в 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь».
Cлайд 4
Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. Под «крышей» Гжели находятся, кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни: Трошкóво, Глебово, Фенино, Речúцы, вообще всего их 27.
Cлайд 5
История Гжели Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
Cлайд 6
В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В то же время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости.
Cлайд 7
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. После 1800 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники и кувшины. Около 1802 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, создали состав белой фаянсовой массы. Там же в 1804 году и был основан и первый фарфоровый завод.
Cлайд 8
Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
Cлайд 9
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок. Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь было сосредоточено почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. Объединение «Гжель» было создано в результате соединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.
Cлайд 10
Изготовления гжельской керамики Изделия производят методом ручного литья из фарфоровой массы (шликера) в гипсовые формы. Затем изделия глазуруются.
Cлайд 11
Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой. Затем каждое изделие мастер-живописец расписывает вручную.
Cлайд 12
После нанесения рисунка изделие окунают в глазурь и отправляют в камерную печь на окончательный обжиг при t +1350. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.
Cлайд 13
Cлайд 14
У «Гжели" собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне.
Cлайд 15
Синий цвет является классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени.
Cлайд 16
Cлайд 17
Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по-прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.