Дионисий. В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно многое. Исключительная судьба, талант и высокие покровители - великий князь и высшие духовные особы - обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера.
Cлайд 3
"Богоматерь Одигитрия« Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа.
Cлайд 4
«Распятие» Несмотря на ужас страданий и смерти, «Распятие» – икона праздничного чина. Более того, это наиболее значительный праздник, потому что распятие Христа – ключевое событие истории, открывшее человечеству совершенно новые истины. В этом событии и в этой теме сильнейший драматизм сочетается с великой радостью одухотворения, обновления земной жизни.
Cлайд 5
При всей грандиозности темы иконография «Распятия» внешне немногословна и представляет нам лишь самые важные факты происходящего. На фоне стены Иерусалима изображен распятый на кресте Христос. Крест воздвигнут на горе Голгофе, в пещере которой (это самая нижняя часть иконы, обозначающая преисподнюю) изображен череп Адама (по преданию, Христос был распят на месте погребения Адама). По сторонам креста (в средней, земной части) – две симметричные группы фигур: слева Богоматерь и святые жены, справа Иоанн Богослов и римский сотник Лонгин, которого распятие Христа обратило в христианскую веру. В верхней (небесной) части иконы фигуру Христа окружают крылатые ангелы.
Cлайд 6
Необыкновенное живописное решение, которое в данной иконе создает внутреннее движение огромной значимости и вызывает ощущение необычайности происходящего. Прежде всего это движение задается по вертикали: вытянутостью самого формата, удлиненными пропорциями фигур, невероятно удлиненной фигурой Христа, ее мощным подъемом вверх. «Распятие» не может быть выражено, например, в квадрате, так как в самой теме очень большое вертикальное движение. Вертикальное движение пронизывает все три символических пространства иконы, и его центральной осью как по форме, так и по образу является крест.
Cлайд 7
Колорит иконы сдержанный. Его основные доминанты – цвет тела Христа, золотой фон и черный крест, драматически разрезающий золотое пространство. Распятие Христа вызывает мысли не о его земной муке, а о высокой идее подвига Богочеловека.
Cлайд 8
Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями.
Cлайд 9
Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия.
Cлайд 10
«О тебе радуется», Фрагмент фрески храма Ферапонтова монастыря. Фреска наполнена множеством фигур, небесных сил, окружающих Богоматерь (ангельский собор) и предстоящих людей (человеческий род). Среди них - цари, патриархи, священнослужители, простой народ - женщины и мужчины. Все они прославляют Богоматерь, восседающую на престоле с младенцем на руках.
Cлайд 11
Иконописный акафист Богородице "Акафист" - цикл торжественных песнопений в честь Богоматери, прославляющих ее в полных высокой поэзии символических образах. "Жанр" торжественно-прекрасного, "украшенного" лирического песнопения был наиболее созвучен творческой индивидуальности Дионисия.
Cлайд 12
Николай Чудотворец
Cлайд 13
Чудо в Канне Галилейской
Cлайд 14
Богоматерь с архангелами Михаилом и Гавриилом
Cлайд 15
Один из Вселенских соборов (в храме фрески всех семи Вселенских соборов).
Cлайд 16
Каковы же особенности живописи Дионисия? Его цвета – сочетание золотистых, зеленых, малиново-лиловых, оливковых и белых тонов. Нарядные, написанные яркими красками иконы и фрески представляли идею торжества. Излюбленные сюжеты – праздники, многолюдные торжества, темы славы и величаний. Дионисий выписывал чрезмерно удлиненные фигуры с плавными движениями и жестами. Идеально возвышенные образы, парящие фигуры. Использовал прием «пустого центра», помещая фигуры богоматери и Иисуса среди других персонажей.
Cлайд 17
- Феофан Грек – 2 пол. 14 в. Властный, суровый, эмоционально насыщенный живописный язык. Монументальность, экспрессия форм и линий. Насыщенный, контрастный колорит. Смелые образы нарушающие иконографические схемы. - Андрей Рублев – кон. 14 – нач. 15 вв. Совершенство пластики и мягкость линий. Проработанность форм. Удивительно сложный и гармоничный колорит, сочетание тончайших цветовых градаций и мягкого контраста. - Дионисий – кон. 15 в. Развил направление, взятое Рублевым. Пластичность линии, вытянутые пропорции. Нежный, мягкий колорит, создающий праздничное и торжественное впечатление. Светлые оттенки красивейших розовых, золотисто-охристых голубых и зеленых.