О греческом доме 6 и 5 вв. до н.э. известно мало. Мы знаем, что он имел весьма скромные размеры и простую конструкцию. Несколько помещений, где готовили, обедали, мылись и спали, окружали внутренний дворик, через который освещались комнаты. В парадных комнатах полы нередко украшали мозаикой; утварь, в особенности керамические вазы, отличались изысканностью форм и тонкостью росписи. Все достижения древнегреческой архитектуры связаны со строительством храмов. Олимпийские боги, мудрые и совершенные, должны иметь и достойные жилища – храмы. Жилые же постройки (даже самых богатых горожан) были непрочными и скромными. Жилая архитектура
Cлайд 3
Храм, посвященный богу-покровителю города, строился на деньги города-полиса и принадлежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил земным, общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценностей. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре городской площади, служившим местом общественных собраний, празднеств, религиозных шествий.
Cлайд 4
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выписать в тетрадь значение терминов и обозначить на рисунке: Антаблемент- База- Архитрав- Фриз- Карниз- Метопа- Каннелюры- Фронтон- Триглиф-
Cлайд 5
ТИПЫ ГРЕЧЕСКИХ ХРАМОВ Храм в антах Простиль Амфипростиль -периптер -диптер -ложный периптер (двойной периптер) (римский)
Cлайд 6
Храм Посейдона в Пестуме Классическим, наиболее распространенным типом греческого храма стал периптер (что означает «оперенный») – прямоугольный храм, со всех сторон окруженный колоннами. Примером такого храма может служить храм Посейдона в Пестуме. План греческого храма. Периптер.
Cлайд 7
А – дорический, Б – ионический, В – коринфский. Цифрами показаны части ордера: 1 – карниз, 2 – фриз, 3 – архитрав ( карниз, фриз и архитрав вместе образуют антаблемент), 4 – капитель, 5 – ствол колонны, 6 – база.
Cлайд 8
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ОРДЕРОВ
Cлайд 9
В результате длительной эволюции храма сложилась архитектурная система, впоследствии названная ордером (что означает "порядок"). Ордер - это система соотношений между колоннами (несущая часть) и антаблементом (несомая часть). ЧАСТИ ОРДЕРА В ВЕРХУ: АРХИТРАВ ФРИЗ КАРНИЗ образуют АНТАБЛЕМЕНТ
Cлайд 10
колонна, поставленная на базу или без базы, стоящая на стилобате (верхней плите каменного основания); колонну украшает капитель, на которую опирается несущая балка - архитрав, вместе с декоративным фризом и карнизом образующий антаблемент. Греческий архитектурный ордер состоял из следующих элементов:
Cлайд 11
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах: дорическом и ионическом. Храм Афины в Пестуме. Построен около 570 года. Дорический ордер сложился на Пелопоннесе и в греческих колониях на Сицилии и в южной Италии.
Cлайд 12
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР Дорический периптер стоял на каменном основании - стереобате (обычно из трех ступеней). Колонна, украшенная вертикальными желобками - каннелюрами, не имела базы, её завершала простая по форме круглая подушка, над ней квадратная плита. По мнению греков, дорический ордер - воплощение идеи мужественности, строгости, простоты. Колонны дорических храмов впоследствии нередко заменялись мужскими фигурами (атлантами).
Cлайд 13
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР Кариатиды храма Эрехтейон Ионический ордер получил наибольшее распространение в Малой Азии и на островах Эгейского моря. Ствол ионической колонны изначально был тоньше, чем ствол дорической колонны, что подтверждает ее происхождение от деревянной конструкции. Ионическая колонна имеет базу. храм Нике Аптерос
Cлайд 14
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР Ионический ордер был более легким, изящным, нарядным. Стройная колоннада имела в основании базу и была украшена капителью в виде двух изящных завитков, которые называются волютами. Колонны ионического ордера нередко заменялись женскими фигурами (кариатидами).
Cлайд 15
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР в эпоху классики получил развитие третий ордер - коринфский, близкий по пропорциям к ионическому, но ещё более стройный и праздничный.
Cлайд 16
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР К концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер, коринфский. Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам.
Cлайд 17
1 2 3 2 1 3 ПРОВЕРЬ СЕБЯ Сопоставь храмы и ордера
Cлайд 18
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Греческий архитектурный ордер нашел применение не только в античном зодчестве, а также стал основным элементом архитектуры Возрождения, барокко, классицизма. НАПИШИТЕ В ТАБЛИЦЕ В ТЕТРАДИ ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗДАНИЯ, ГДЕ ПРИМЕНЕНА СИСТЕМА ГРЕЧЕСКИХ ОРДЕРОВ СЛЕВА, А ГОД СОЗДАНИЯ СПРАВА.
Cлайд 19
Сын Кроноса и Реи. Повелитель богов, прародитель богов и людей. Храм Зевса в Олимпии ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ХРАМА И ОРДЕР Храм Зевса в Олимпии, построенный между 468 и 456 гг. до н.э. архитектором Либоном, имел значение общеэллинского святилища и являлся самым крупным храмом всего Полопоннесса. Храм почти полностью разрушен, но на основании раскопок и описаний древних авторов его общий вид может быть достаточно точно реконструирован.
Cлайд 20
Это был классический дорический периптер (отношение колонн 6 к 13), построенный из твердой породы известняка (ракушечника). Пропорции храма отличались строгостью и ясностью. Их суровость смягчалась праздничной по своему характеру окраской. Храм был украшен большими скульптурными группами на фронтонах. Метопы наружного фриза, как и в большинстве храмов ранней классики, были лишены скульптурных украшений. 3а наружной колоннадой над портиками были помещены скульптурные композиции, по шесть на каждом фризе. Сюжеты этих рельефов были тесно связаны с общественным назначением храма, бывшего центром обширного архитектурного ансамбля Олимпии — священного центра общеэллинских спортивных состязаний. На фронтонах были изображены легендарное состязание на колесницах Пелопса и Эномая и битва греков (лапифов) с кентаврами, на метопах — подвиги Геракла. Внутри храма с середины 5 в. до н.э. помещалась выполненная из золота и слоновой кости статуя Зевса работы Фидия.
Cлайд 21
Супруга Зевса, покровительница брака, блюстительница святости и нерушимости брачного союза. Храм Геры в Олимпии. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ХРАМА И ОРДЕР
Cлайд 22
Брат Зевса, повелитель морей и землетрясений. Храм Посейдона на мысе Суний. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ХРАМА И ОРДЕР
Cлайд 23
Дочь Зевса, богиня мудрости и справедливой войны. Интерьер Парфенона со статуей Афины в Акрополе. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ХРАМА И ОРДЕР
Cлайд 24
Сын Зевса и Лето, бог солнца, света и исцеления. Покровитель искусств. Храм Аполлона в Дельфах. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ХРАМА И ОРДЕР