Презентация на тему: «Принципы ухода при поражении органов равновесия» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» Медицинский колледж Выполнил: студент 414 группы Суворов Илья Проверила: Раченкова Ирина Васильевна
Cлайд 2
План -Слуховой анализатор. Орган равновесия. -Анализаторы. -Части анализатора. -Анализатор слуха. Характеристики звука. -Части уха. Строение. Функции. -Орган равновесия - вестибулярный аппарат. Строение лабиринта. -Поражение вестибулярного аппарата: симптомы, формы, причины. -Этиология и гигиена слуха. -Список литературы.
Cлайд 3
Слуховой анализатор. Орган равновесия.
Cлайд 4
Анализаторы Анализаторы – это системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения.
Cлайд 5
Периферический отдел (рецептор) Проводниковый отдел (чувствительные нервы) Центральный отдел (специальные зоны коры больших полушарий) Части анализатора
Cлайд 6
Два уха обеспечивают бинауральный слух, т.е. слышание двумя ушами. Это позволяет определить направление звука. Анализатор слуха Человек способен различать боле 400 000 разных звуков.
Cлайд 7
физическая физиологическая Характеристика звука частота сила звуковой спектр высота громкость тембр
Cлайд 8
Сила звука измеряется в децибелах. Вот некоторые звуки, оцениваемые в этих единицах: 0 - абсолютная тишина 10 - шелест падающих с дерева листьев 20 - шепот 30 - звуки в тихом жилом квартале 40 - тиканье будильника 50 - почти бесшумный автомобиль 60 - обычная беседа 70 - максимальная громкость телевизора 80 - шум машинок в большом машинописном бюро 90 - шум, издаваемый большим грузовиком 100 - интенсивное дорожное движение 110 - рок-музыка в исполнении оркестра 120 - гром 130 - мотор без глушителя 140 - работающий двигатель реактивного самолета Если вы обсуждаете эту книгу со своим коллегой, то голос звучит с силой 60 децибел.
Cлайд 9
Cлайд 10
Части уха Строение Функции Части уха Строение Функции Наружное ухо Ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка Защитная (выделение «серы»). Улавливает и проводит звуки. Звуковые волны колеблют барабаннуюперепонку, а она – слуховые косточки. Среднее ухо Слуховые косточки ( молоточек, наковальня, стремечко), Евстахиева труба Слуховые косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба, соединенная с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления на барабанную перепонку.
Cлайд 11
Внутреннее ухо Орган слуха:овальное и круглое окна, улитка с полостью, заполненной жидкостью икортиеворган. Орган равновесия (вестибулярный аппарат):3 полукружных канала,отолитовыйаппарат Слуховые рецепторы, находящиеся вкортиевоморгане, преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые передаются в слуховую зону коры больших полушарий. Воспринимает положение тела в пространствеи передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий; ответные импульсы помогают поддерживать равновесие тела
Cлайд 12
Орган равновесия Вестибулярный аппарат - орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека; часть внутреннего уха.
Cлайд 13
Вестибулярный аппарат — сложный рецептор вестибулярного анализатора. Структурная основа вестибулярного аппарата — комплекс скоплений реснитчатых клеток внутреннего уха, эндолимфы, включенных в неё известковых образований — отолитов и желеобразных купул в ампулах полукружных каналов. Из рецепторов равновесия поступают сигналы двух типов: статические (связанные с положением тела) и динамические (связанные с ускорением). И те и другие сигналы возникают при механическом раздражении чувствительных волосков смещением
Cлайд 14
Строение отолитового аппарата 1 – отолиты, 2 –отолитовая мембрана, 3 – волоски рецепторных клеток, 4 – рецепторные клетки, 5 – опорные клетки, 6 – нервные клетки лабиринт 3 полукружных канала, заполненных жидкостью Отолитовый аппарат, заполненный желеобразной массой Ускоренное движение Движение жидкости в лабиринте Рецепторные клетки Повороты и наклоны головы Смещение отолитов Рецепторы вестибулярного аппарата находятся в лабиринте Строение лабиринта
Cлайд 15
При поражении вестибулярного аппарата:
Cлайд 16
Симптомы головокружения -Кажущееся ощущение вращения окружающего мира вокруг человека. -Ощущение неустойчивости. -Ощущение неуверенности в положении собственного тела в пространстве. -Шаткость, нарушение походки (с раскачиваниями из стороны в сторону), падения. -Тошнота, рвота. -Повышенная потливость. -Ощущение ускоренного сердцебиения.
Cлайд 17
Формы Системное головокружение – связано с поражением вестибулярных структур (т.е. аппарата равновесия и его связей с головным мозгом). -Периферическое: поражение органа равновесия — лабиринта (внутреннего уха). Развивается при заболеваниях внутреннего уха (лабиринтит – воспаление лабиринта, болезни Меньера (болезнь, сопровождающаяся повышением давления жидкости в лабиринте).
Cлайд 18
-Центральное: поражение связей лабиринта с головным мозгом или структур мозга, обеспечивающих ощущение равновесия. Развивается при внезапном нарушении кровоснабжения головного мозга (инсульт), опухолях головного мозга или мозжечка.
Cлайд 19
Несистемное головокружение – головокружение, не связанное с повреждением органа равновесия и его связей с головным мозгом: -нарушение равновесия – развивается при повреждениях спинного мозга на уровне шеи, что приводит к нарушению связей, обеспечивающих мозг информацией о положении тела. Развивается, например, при остеохондрозе (дистрофическое заболевание позвоночника, заключающееся в нарушении нормальной структуры позвонков и межпозвоночных дисков и последующими сдавлениями нервных корешков между позвонками) шейного отдела позвоночника;
Cлайд 20
-обморок и предобморочное состояние – развивается при нарушении кровоснабжения головного мозга; -психогенное головокружение – развивается при неврозах, депрессиях (состояниях, сопровождающихся угнетением эмоционального состояния человека).
Cлайд 21
Физиологическое головокружение – бывает при чрезмерном раздражении органа равновесия (например, при укачивании в транспорте).
Cлайд 22
Причины Системное головокружение: -болезнь Меньера – заболевание, причины развития которого неясны. Суть заболевания заключается в повышении давления жидкости во внутреннем ухе. Сопровождается приступообразным системным головокружением и прогрессирующим нарушением слуха; -доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение – заболевание, развивающееся при отложении солей кальция во внутреннем ухе. При движении головы кристаллы кальция раздражают внутреннее ухо, что вызывает приступообразное системное головокружение, тошноту и рвоту, потливость;
Cлайд 23
-лабиринтит – воспаление внутреннего уха. Развивается после перенесенной вирусной или бактериальной инфекции, проявляется системным головокружением; -вестибулярный нейронит – воспаление вестибулярного нерва. Развивается после перенесенной вирусной или бактериальной инфекции, проявляется системным головокружением; -недостаточное кровоснабжение головного мозга. Чаще всего развивается при недоразвитии позвоночных артерий или их деформациях, пережатиях разрушающимися позвонками шейного отдела позвоночника при остеохондрозе. Проявляется системным головокружением, падениями, признаками неврологической патологии (нарушения мышечного тонуса, глотания);
Cлайд 24
-опухоли ствола мозга и мозжечка; -невринома слухового нерва: опухоль оболочек и волокон слухового нерва, которая при своем росте способна сдавливать слуховой нерв и нарушать его функции; -воспалительные заболевания головного мозга: энцефалиты (воспалительные заболевания вещества головного мозга, проявляющиеся различными признаками поражения мозга: параличами, нарушением зрения, нарушением сознания). Кроме головокружения наблюдаются характерные признаки неврологической патологии (нарушения движения, чувствительности);
Cлайд 25
-демиелинизирующие заболевания: сопровождающиеся нарушением целостности нервных волокон (например, рассеянный склероз: заболевание центральной нервной системы, при котором в головном мозге образуется множество очагов демиелинизации, т.е. распада оболочек нервов. Проявляется разнообразными симптомами, например, нарушением зрения, параличами в конечностях, недержанием мочи. Разнообразие симптомов связано с вариабельностью расположения этих очагов в мозге).
Cлайд 26
Несистемное головокружение: -пониженное артериальное давление; -заболевания сердца: пороки клапанов, нарушения ритма; -прием некоторых препаратов: успокоительных, снотворных.
Cлайд 27
Нарушение и ослабление слуха может быть вызвано: 1. Внутренними изменениями Повреждение слухового нерва Нарушение передачи импульса в слуховую зону коры Образование «серной» пробки в наружном слуховом проходе Нарушение передачи звуковых колебаний к внутреннему уху Экология и гигиена слуха
Cлайд 28
2. Внешними факторами Экология и гигиена слуха Патогенные микроорганизмы (воспаление среднего уха) Сильные резкие звуки (разрыв барабанной перепонки) Попадание в наружный слуховой проход инородных тел и насекомых (клещ, оса) (повреждение барабанной перепонки, отек среднего уха) Постоянные громкие шумы (потеря эластичности барабанной перепонки
Cлайд 29
1. Пытаться достать посторонние предметы из ушного прохода самостоятельно. 2. Слушать очень громкую музыку. 3. При сильных, резких звуках держать рот закрытым. 4. При сильном ветре и минусовой температуре ходить без головного убора НЕЛЬЗЯ:
Cлайд 30
Установите, в какой последовательности располагаются органы слухового анализатора, через которые звуковые колебания достигают рецепторов органа слуха: А) наружное ухо Б) перепонка овального окна В) слуховые косточки Г) барабанная перепонка Д) жидкость в улитке Е) рецепторы органа слуха
Cлайд 31
Почему при подъеме и посадке самолета предлагают леденцы? Каково значение органа слуха и вестибулярного аппарата?
Cлайд 32
Список литературы Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /М.Р.Сапин, З.Г.Брыксина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с. Шустанова Т.А. Репетитор по биологии: готовимся к ЕГЭ и ГИА.//4-е издание – Р.н/Д., 2012. – 539 с. http://analizator.ucoz.ru/index/0-7 http://liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/borovkov/s_sens_sluh.html