Стресс и здоровье Материал размещен на www.healthquality.ru
Cлайд 2
Что такое стресс? Как к нему относиться? СТРЕСС... «...синдром, вызываемый разными повреждающими агентами» Ганс Селье, 4 июля 1936 года «… общая адаптивная реакция организма в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» Кассиль Г.Н., 1983 «…стресс - проблема эмоционального стресса...» Судаков К.В., 1980 Различают два вида стресса: 1. Конструктивный, положительный (эустресс) 2. Деструктивный, отрицательный (дистресс) СТРЕСС - обычное явление, это естественная часть человеческого существования. Проблему для здоровья представляет чрезмерный стресс
Cлайд 3
Как может проявляться стресс? ПСИХИЧЕСКИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ .. От ярко эмоционально окрашенных (бурная радость, гнев, раздражение и др.) … до «немых» (нарушения аппетита, потеря аппетита, снижение интереса к межличностному общению, сексу, «уход в себя» ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ Мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли различной локализации, одышка и пр.) Проблему для здоровья представляет чрезмерный стресс Если стресс и раздражение не повышают артериальное давление, значит опасности нет. Важна не сама стрессовая ситуация, а то как мы ее оцениваем и реагируем!
Cлайд 4
Почему при стрессовых реакциях повышается артериальное давление? (факторы, способствующие развитию гипертонии) Адаптировано из Folkow B., 1995
Cлайд 5
Что такое стрессор? СТРЕССОР - это фактор, вызывающий стрессовую реакцию 1. Управляемые стрессоры, ЗАВИСЯТ ОТ НАС Чаще всего это особенности межличностного отношения, стереотипы поведения, неумение управлять эмоциями, конфликтами 2. Неуправляемые стрессоры, НЕПОДВЛАСТНЫ НАМ Ситуации, события, обстоятельства, которые не могут быть нами изменены 3. Факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, не являются стрессорами по сути. События, явления, люди, которые вызывают стрессовую реакцию, как результат субъективного отношения и оценки ВАЖНЕЙШЕЕ - отличить одно от другого! «Боже, даруй мне смирение принять то, что я не могу изменить, мужество - изменить то, что могу и мудрость, чтобы отличить одно от другого…» (Слова из молитвы)
Cлайд 6
Что поможет преодолеть стресс? Перегрузки на работе СТРЕССОР Развитие уверенности в себе и умений: управлять временем планировать дела работать в коллективе, не брать всю работу на себя, считая, что другие сделают ее хуже не делать несколько дел одновременно рациональной распределять ресурсы управлять конфликтами
Cлайд 7
Что поможет преодолеть стресс? Загруженность домашними делами СТРЕССОР Развитие умений: все делать вовремя, не оставляя мелкие дела на «потом» распределять обязанности в семье планировать домашнюю работу ставить конкретные, достижимые цели научиться «поощрять себя» за их выполнение отдыхать
Cлайд 8
Что поможет преодолеть стресс? Конфликты с начальством СТРЕССОР Развитие : навыков общения уверенности (но не самоуверенности!) профессиональной компетентности трудолюбия умений планировать дела умений рационально распределять ресурсы умений управлять конфликтами и пр.
Cлайд 9
Как определить уровень стресса? Тест Ридера (Reeder L.) Оцените, насколько Вы согласны с перечисленными утверждениями. Суммируйте баллы и посчитайте средний балл. Оцените свой уровень стресса по среднему баллу: Уровень стресса высокий средний низкий Для мужчин 1-2 2,01-3 3,01-4 Для женщин 1-1,82 1,83-2,82 2,83-4 Да согласен Скорее согласен Скорее не согласен Нет, не согласен Пожалуй, я человек нервный 1 2 3 4 Я очень беспокоюсь о своей работе 1 2 3 4 Я часто ощущаю нервное напряжение 1 2 3 4 Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение 1 2 3 4 Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение 1 2 3 4 К концу дня я совершенно истощен физически и психически 1 2 3 4 В моей семье часто возникают напряженные отношения 1 2 3 4
Cлайд 10
Как определить стрессор и стрессовое поведение? Шаг 1. Определите, что именно для Вас является стрессором? Шаг 2. Проранжируйте эти стрессоры по степени значимости Шаг 3. Отметьте стрессоры (значком «+») первого приоритета, над которыми Вы считаете надо начать работу сейчас Шаг 4. Отметьте стрессоры (значком «-») отсроченного приоритета, над которыми Вы могли бы работать в дальнейшем Что из вами перечисленного Вы можете изменить? К чему из вами перечисленного Вам следовало бы изменить отношение?
Cлайд 11
Как научиться преодолевать стресс? (начинаем анализировать) 1. Подробно проанализируйте стрессоры, определенные Вами как приоритетные (наиболее важные для Вас в данное время) 2. Постарайтесь описать не только фактор, вызывающий стрессовую реакцию, но и собственное поведение в этой ситуации. 3. Постарайтесь выделить детали как самого стрессора, так и собственного поведения. 4. Определите шаги изменения своего поведения, отношения или самого стрессора (в зависимости от того каков характер стрессора) 5. Поставьте сроки выполнения намеченного!
Cлайд 12
Методы преодоления стресса Метод глубокого дыхания Метод психической саморегуляции (аутогенной тренировки) Визуализация Изменение неадекватного отношения (когда стрессор не является стрессором, но вызывает психоэмоциональное напряжение)
Cлайд 13
Заповеди преодоления стресса «Стремитесь к высшей из доступных целей и не вступайте в борьбу из-за безделиц» Г. Селье Берите пример с солнечных часов, ведите счет лишь радостных дней. Народная мудрость Учитесь планировать дела Взвешивайте целесообразность действий и поступков Не откладывайте на «потом» особенно неприятные дела Ставьте реальные цели Верьте в себя! Цените радость подлинной простоты Относитесь к другим, как к себе Не забывайте об отдыхе Здоровья и удачи Вам!