Учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея № 88 г.Екатеринбурга ТОЛМАЧЕВА Марина Ивановна « Громадная трагедия души» в рассказе А.И.КУПРИНА «Гранатовый браслет»
Cлайд 2
В душе померк бы день, И тьма настала вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь, Лишь тот блаженство знал, Кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно Что не жил… Жан Батист Мольер
Cлайд 3
Цели и задачи урока: Выявить идейное и художественное своеобразие рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»; Проанализировать сюжет рассказа в единстве формы и содержания; Определить систему образов рассказа; Сформулировать концепцию любви в рассказе; Подготовиться к написанию сочинения
Cлайд 4
История создания рассказа «Это печальная история маленького телеграфного чиновника П.П.Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д.Н. – теперь губернатор в Вильне).» Из письма Ф.Д.Батюшкову 15 октября 1910 года
Cлайд 5
ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ РАССКАЗА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» Проверка домашнего задания
Cлайд 6
Почему рассказ называется «Гранатовый браслет»?
Cлайд 7
БРАСЛЕТ СИМВОЛИЗИРУЕТ ЛЮБОВЬ БЕЗЫСХОДНОСТЬ СМЕРТЬ ВЕЧНОСТЬ
Cлайд 8
Как вы понимаете смысл эпиграфа к рассказу» ? L. van Bethoven 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato
Cлайд 9
Музыка Бетховена передает чувства героев рассказа
Cлайд 10
«Гранатовый браслет» – рассказ о любви . А сколько историй любви в рассказе?
Cлайд 11
Истории любви в рассказе Вера Николаевна и Василий Львович; Анна Николаевна и Густав Иванович; Генерал Аносов и его жена; Вера Николаевна и Желтков Генерал Аносов и болгарочка; «Полковая Мессалина» и прапорщик; Леночка, капитан и поручик
Работа в группах ВОПРОСЫ Первая группа: «Какова роль образа генерала Аносова в рассказе?» Вторая группа: «Как и почему отношение князя Шеина к Желткову изменилось?» Третья группа: «Каков смысл упоминания в рассказе «великих страдальцев Пушкина и Наполеона»»? Четвертая группа: «Судьба Желткова – история «маленького человека» или «громадная трагедия души»?
Cлайд 14
Генерал Аносов «По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой»
Cлайд 15
Князь Василий Львович и Желтков «Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать.»
Cлайд 16
Вера Николаевна «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё.»
Cлайд 17
«Великие страдальцы» «Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона»
Предчувствие трагедии «… в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» – подумала с неожиданной тревогой Вера».
Cлайд 20
«Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната – зеленый гранат. …он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам…» «-Оставь меня, - я знаю, что этот человек убьет себя».
Cлайд 21
Концепция любви в рассказе ЛЮБОВЬ- ТРАГЕДИЯ ТАЙНА ЕДИНАЯ ВСЕПРОЩАЮЩАЯ НА ВСЕ ГОТОВАЯ СКРОМНАЯ САМООТВЕРЖЕННАЯ -МЕЧТА
Cлайд 22
«Громадная трагедия души» «Да святится имя Твое!»
Cлайд 23
Я пред тобою - одна молитва: «Да святится имя твоё!»
Cлайд 24
Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. Но, Прекрасная, хвала тебе и тихая любовь. «Да святится имя твоё!»
Cлайд 25
Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя твоё!»
Cлайд 26
И, умирая, я в скорбный час расставанья с жизнью все-таки пою – слава Тебе.
Cлайд 27
Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко.
Cлайд 28
«Я знаю, он простил меня, он простил…»
Cлайд 29
Для меня рассказ «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» - это…
Cлайд 30
Темы сочинения по рассказу«Гранатовый браслет» Роль пейзажа в рассказе «Гранатовый браслет»; Образ музыки в рассказе «Гранатовый браслет»; Неразделённая любовь: унижение или возвышение?; Рецензия на художественный фильм по рассказу «Гранатовый браслет» (режиссер А.Роом, 1964 г.)