МОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №3» Исследовательский проект по литературе ПОЭЗИЯ «ЖЕНСКОЙ ДУШИ» (на примере творчества зауральской поэтессы Ирины Анисимовой) Авторы проекта: Кузнецова Анна Андреевна , учащаяся 9б класса Преподаватель: Черепанова Зинаида Ивановна, учитель русского языка и литературы г. Петухово 2011 г.
Cлайд 2
Родилась 11 августа 1951 года в городе Петухово Курганской области. В 1968 году закончила школу и поступила учиться в Уральский электротехнический институт инженеров железнодорожного транспорта. Но на третьем курсе тяжёлый недуг прервал её учебу. Литературным творчеством занимается с 1974 года. Её стихи печатались в «Антологии глухих поэтов ХХ века», сборнике «Кастальский ключ», альманахе «Тобол», газете «Пограничник Забайкалья». В последнее время выступает, как литературный критик. Живет в Петухово. В Союз писателей России принята в 2002 году. Из вступительного слова к сборнику «В едином строю» № 5-1980 советского поэта В. Фирсова: «Отмечу мужественную лирику Ирины Анисимовой. Стихи ее, чувствуется, автобиографичны. Они говорят о несгибаемости человеческого духа, а также об одаренности автора. Желаю поэтессе преодолеть не только «высокий порог» болезни, но и взять очередную высоту в творчестве». Реутова (литературный псевдоним – Анисимова)
Cлайд 3
Мое знакомство со стихами Ирины Анисимовой началось с обыкновенной школьной тетрадки, исписанной красивым девичьим почерком. Первые же прочитанные строки свидетельствовали о несомненной поэтической одаренности неведомой мне девушки из зауральского городка Петухово. А биографические подробности про¬сто, как говорится, резанули по живому: тяжелейшая болезнь приковала начинающего взрослую жизнь человека к постели, за первым ударом следует второй — подлая глухота... Но вот что привлекало: в стихах, присланных в редакцию журнала Общества глухих «В едином строю», не было ни слова о разыгравшейся трагедии. Лишь внимательный читатель улавливал: автор что-то не договаривает, уводит в подтекст... Но от этого стихи казались еще содержательней, интересней. Внешне несколько угловатые, с неприглаженностыо отдельных строк и своеобразными ритмическими пульсациями при хорошем внутреннем слухе их автора, они касались тем обычных, традиционных для русской поэзии. Таковыми остались они и сегодня, двадцать лет спустя. Пейзажная и любовная лирика, попытки на поэтическом уровне осмыслить реалии окружающей жизни и свое место в ней доминируют в творчестве поэтессы. Лейтмотивом стихов начальной поры могут быть строки: Хочу лишь до этой черты дойти, Где поле уходит в небо…
Cлайд 4
Желание, усиленное волей, сделало свое дело: сегодня Ирина Анисимова не только осуществила свою девичью мечту, но и ушла далеко за намеченную черту. И в прямом смысле, и в переносном. Она буквально встала на ноги, самостоятельно приезжает в Москву на творческие семинары глухих поэтов. Вполне сформировалась как незаурядная личность и самобытный поэт. Свидетельство тому — публикуемые здесь стихи. Нет необходимости анализировать их, давать оценку — каждый из взявших в руки книжку найдет произведения себе по душе. Одного привлекут гражданские мотивы, другой вместе с поэтессой задастся вечным вопросом: «Кто я для вас?..» Мне же просто хочется в связи с выходом книжки в свет поздравить всех — и автора, и тех, кто принимал участие в ее судьбе, в выпуске сборника, кто и в нынешние непростые времена сделал доброе дело! Июль 1994 года Иван ИСАЕВ, поэт, член Союза писателей России
Cлайд 5
Ирина Ивановна Анисимова родилась и живёт в городе Петухово Курганской области. Учёбу в Уральском электротехническом институте инженеров железнодорожного транспорта прервала тяжёлая болезнь. Пишет стихи и критические статьи. Активный автор «Тобола», выпустила несколько книг своих стихов, в том числе в Москве. В 2002 году принята в Союз писателей РФ.
Cлайд 6
Эта мысль красной нитью проходит через все поэтическое творчество Ирины Анисимовой. ...День для того и дан, Чтобы, покой дробя, Людям уметь отдать Искры своей души... Круг тем поэтессы велик, но о чем бы ни писала она, каждая строка ее живет и дышит добротой. Нежностью наполнены стихи о деревенском детстве. В них особенно ярко проявляется то, что мы называем «поэтическим видением»: непереводимые на язык прозы поэтические образы, картины:
Cлайд 7
Мы, детвора, утаптывать горазды В сарае сено - только подавай. Летит навстречу - это ли не праздник! - Душистый, теплый сена каравай. Мы думали, что лето улетело. А сколько сразу лета набралось, Где солнышко пронизывает тело И столько ветра в волосы вплелось! И клевер, васильки и медуницы. И лук в обед, и сладкий-сладкий сон. И небо голубое сквозь ресницы, И из глубин земли идущий звон. А сено подымает нас все выше. И кажется нам: полное чудес, Вот-вот проломит это лето крышу, И будет снова лето - до небес!
Cлайд 8
Любовная лирика Ирины Анисимовой отмечена печатью жертвенности. Любовь в ней как бы односторонняя. Но среди слов, обращенных к объекту любви, вы не найдете даже легкого укора. Зато стихи на эту тему полны надежды, сожалений, доброты, женского достоинства. Из многолетнего опыта работы с пишущими стихи твердо убедился, что поэт в человеке пробуждается в моменты серьезных душевных потрясений. Такие потрясения не обошли стороной Ирину Анисимову. После счастливого детства, после школьной юности - студентка-третьекурсница железнодорожного института. И вот в самом расцвете лет - беда: тяжелейший недуг приковал ее к постели. Об этой горькой странице жизни Ирина Анисимова пишет: «Внезапная тяжелая болезнь в начале третьего курса вручила мне в руки вместо учебников - художественную литературу. А взамен лекций в институте теперь ежедневные уроки мужества и сострадания на больничных койках. С помощью чутких всегда все понимающих заново училась ходить. Какое это благо – ходить по земле!» А тут новый удар судьбы – полная потеря слуха. Какой мерой можно измерить силу духа и мужества этого человека? Наверное, эту меру дано знать только ей самой. А для нас это остается непостижимой тайной. Мы просто читаем стихи зрелого мастера поэтического слова. Стихи, наполненные радостью бытия, тревогой за судьбу Родины, мудрые раздумья о жизни, стихи, полные доброты и благодарности людям за участие. «Какая радость – радость подарить!», - скажем в заключении словами самой Ирины Анисимовой из города Петухово. Думается, что этот девиз нашел полное воплощение в ее новой книге стихов, которая станет радостным подарком читателю. Добавлю, что в конце 2002 года Ирина Анисимова принята в Союз писателей России. Иван ЯГАН
Cлайд 9
Подборка стихов в журнале «Тень звука». Москва, 1980 Подборка стихов в сборнике «В строю едином». Москва, издательство «Советская Россия», 1989 Иду к тебе. Курган, издательство «Реформа», 1995
Cлайд 10
Cлайд 11
Подборка стихов в сборнике «Антология глухих поэтов 20 века». Москва, издательство «Загрей», 2000 Светотень. Москва, издательство «Загрей», 2001 Радость подарить. Куртамыш, 2003
Cлайд 12
Вот и рощи почти облетели, Льётся свет, ранний снег серебря, Но без пушкинской вечной «Метели» Мне так мало снежка октября! Что же там, за прижизненной кромкой, Я поведать любимым смогу, Если снова, блуждая в потёмках, У себя утопаю в долгу? Снег летит, как бывало когда-то, Удалой, беспечально густой... Мне не страшно: смещаются даты, Но сродниться боюсь с пустотой. И, сроднясь, оробеть перед бездной... Не затем ли в душе непокой, Чтоб однажды печали небесной Невесомой коснуться рукой?
Cлайд 13
Новое лето. Москва, издательство «Загрей», 2008 Сборник Ирины Анисимовой из Петухово «Новое лето», изданный в 2008 году в Москве, на первый взгляд похож на пение под расстроенное фортепиано. Этот неожиданный поворот не просто сразу принять, многие стихи кажутся незаконченными набросками. Но потом понимаешь, что из девушки, которая когда-то отстаивала свое право голоса, Анисимова превратилась в задумчивую зрелую женщину. И если вслушаться в её поэзию, то окажется, что она таит в себе исключительно хрупкую (а оттого драгоценную) красоту и пугающую исповедальность. И в том, что на первый взгляд кажется слабостью, проглядывает жуткая сила.
Cлайд 14
Лето Травы – как ласковый шёлк, Вовсе бы им не кончаться! Только б с гусыней большой Не повстречаться! И в котловане, спугнув Уток крикливую тучу, Плавать – ногами по дну – Что ещё лучше?! Мама домой позовёт – И во весь дух – без оглядки! Шустрые, пыльные пятки – Изо дня в день напролёт! И не заметить, как снова – Марты крутые бока, Полная кружка парного – Не оторвать! – молока. В дом – на отцовских руках. Сон: любопытные рожки... Козлик бежит по дорожке, Ножки его в синяках.
Cлайд 15
СЕНО Моим родителям Ивану Степановичу и Анастасии Петровне Анисимовым
Cлайд 16
Соцветия проселочных дорог — Ромашки, васильки и медуницы... И удержу не знающий вьюнок Вдоль поля переливчатой пшеницы. И в упоенье думой поднебесья Стоит высокая — пока еще жива,— Зеленая, с кузнечиковой песней, Спокойная российская трава... Потом, когда осыплют листья клены И будет утеплен и дом, и хлев, Приедет стог на дрогах утомленных — Во двор он — как на стол из печки хлеб. . Мы думали, что лето улетело, А сколько сразу лета набралось, Где солнышко пронизывает тело И столько ветра в волосы вплелось! Где клевер, васильки и медуницы, И лук в обед, и сладкий-сладкий сон, И небо голубое сквозь ресницы, И из глубин земли идущий звон. Мы, детвора, утаптывать горазды В сарае сено — только подавай. Летит навстречу — это ли не праздник!— Душистый, теплый сена каравай
Cлайд 17
* * * Убежать бы в русское поле в платье - легоньком ситцевом, где под ветром стремительным, вольным золотистая рожь колосится. Убежать бы в русское поле! Очутиться б в зеленом лесу, когда солнце ласкать его будет, когда птицы птенцов своих будят и травинки роняют росу. Очутиться б в зеленом лесу! Но зима неотступной метелью замела мой высокий порог... Все мне снится: поют коростели, тихо флейты поют и свирели, и грустит одуванчик у ног. Лишь луна среди белой ночи мне заглянет с участием в очи, отраженьем чужого огня, не скупясь, обогреет меня. Лишь заглянет луна среди ночи... Зимний ветер уносится в поле, то бунтует, то плачет на воле. Голос птицы мне слышится в нем о несбывшемся чем-то, своем. Зимний ветер бунтует на воле... Убежать бы в русское поле!
Cлайд 18
* * * ...А вдоль тропы шел запах травяной. О, этот незабвенный запах лета!.. Мы только-только тронулись домой, Была я в платье легкое одета. И все силенки крепких детских ручек за бабушкину юбку уцепились: над нами вдруг, ворча, поплыли тучи и страшною грозой сойти грозились. И ветер вдруг совсем не горячо ударил нам в колени и в лицо, И бабушка свой теплый пиджачок сняла скорей — вот мне и пальтецо. И рассказала про своих детей: однажды мама с братом в лес пошли и пиджачок забыли. И нигде — как воротились после — не нашли. - Уж горевали!.. А в Иван Купалу приходим в церковь... Глядь — а он висит. А кто нашел — поди-ка расспроси. Самим-то, верно, горюшка хватало... И тихо-тихо с болью досказала: - Ах, Ваня, Ваня, Ванечка, сынок... Полынь стелилась горькая у ног, и капли первые седую пыль прибили... Я знала: дядю на войне убили... Давно уже я за себя в ответе, смелей мой взгляд, и сдержанней слова. А там, в степи,— все тот же стылый ветер и та полынь — печальная трава...
Cлайд 19
Ремонт квартиры Под бодрящею властью азарта Всё смешалось: и ныне, и завтра. Мы усердны, как в марте грачи: Клеим, красим, скребём и стучим. А снаружи тепло и тревожно Нас зовёт и зовёт подорожник. От крылечка до ближней скамейки Разлетелись для нас лотерейки: Что ни кустик – то выигрыш есть, Что ни листик – то радости весть. Поклонись – и подальше шагни. Как прекрасны июльские дни! Не из детства ль тропа привела Нac к такому сиянью тепла?.. И рифмуется слово «ремонт» Благодатно, светло с «горизонт».
Cлайд 20
*** С.Ш. Потерпите – каникулы скоро! Будет день – весь до краешка! – Ваш. Будет Вашим – до звёздочки! – город И на тихом столе – карандаш. Выйдет в свет долгожданная книга, Вновь откроются черновики. Потерпите полшага, полмига До внезапной, как вспышка, строки! *** Я в саду потеряла строчку И найти нигде не смогла. Ждали заморозков этой ночью. Рано утром я в сад пришла. Чудеса – все цветы уцелели! Подморозило лишь слегка... Неужели на самом деле Их согрела моя строка?..
Cлайд 21
*** Снегу, снегу-то напорошило! От порога крыльца не видать... Два воробушка – как на пружинах: Посидеть – поглядеть?.. Полетать?.. Вмиг вспорхнули – лишь дрогнула ветка. Даже взглядом догонишь не враз. В детский садик – ни скрипа, ни ветра – Осторожно идёт Тихий час. Снег в лучах ослепляет и дразнит. На киоске – берет набекрень. Зимний день... Повседневье, не праздник, Просто светом струящийся день.
Cлайд 22
Письмо 1 Окна подёрнуты вязью мороза, Светится тихая лампа в ночи... Трудно сдержать подступившие слёзы, И с перебоями сердце стучит. В клетке домашней – озябшая птица... Где-то моё золотое весло? Кто мне подскажет, зачем же мне снится Рук твоих сильных земное тепло? 2 Сценарий жизни пишет Бог? А ты? А я сама? Мне б от тебя – хотя бы слог, Полслова, полписьма! Я и сама – не звук ещё. Но разве ты незряч? Как далеко твоё плечо, И как твой лоб горяч! 3 Снова безмолвья письмо. В никуда. Миг – и в ладонь оробевшую строчку. А за окном дождевая вода Хлещет тоской в терпеливую бочку.
Cлайд 23
1. Анисимова И.(Реутова И. И.), «Иду к тебе»: Стихи/ Сост.: И. А. Исаев, Я. Б. Пичугин. – Курган: Реформа, 1995. 2. Анисимова И., «Светотень»: Книга стихов. – М.: Загрей, 2001. 3. Анисимова И., «Радость подарить»: Стихи. – Куртамыш, 2003. . 4. 4. Ахматова А. А., Избранное. – М.: Просвещение, 1993. 5. Бруднова А. Учебно-исследовательская работа школьника.- Воспитание школьника,1996, №3. 6. В мире литературы: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Г. Кутузов, А. К. Киселёв, Е. С. Романичева и др. – М.: Дрофа, 2003. 7. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательской работы учащихся. – Дополнительное образование, 2001, №12. 8. Подшивки петуховской районной газеты «Заря» за 1990-2005г.г. 9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. 10. Скатов Н. Н., Далёкое и близкое: Литературно-критические очерки. – М.: Современник, 1981. 11. Тереньтева Р.П. Школа научного поиска: исследовательская деятельность учащихся по литературе. – Рус. словесность, 2002, №2.