фольклор, фольклорный, фольклорист. Произведения УНТ создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Безымянное творчество, живущее в народе.
Cлайд 4
Cлайд 5
Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сегодня мы с вами соприкоснёмся с чудесами русской народной поэзии.
Cлайд 6
Ай, баю, баю, баю, Ходит кошка по краю. Кошка лыко дерёт. Коту лапти плетёт. А кот лапти износил Колыбельные должны навеять ребёнку крепкий спокойный сон. Поэтому колыбельные песенки поются монотонно, спокойно, плавно. Какое назначение у потешки? Они должны позабавить ребёнка. Потешки помогает учить жестам, действиям.
Cлайд 7
Cлайд 8
Сорока, сорока, сорока белобока, Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала. Гости не бывали, кашки не едали. Всё своим деткам отдали.
Cлайд 9
Cлайд 10
Cлайд 11
Cлайд 12
Пословицы ловко, красиво построены, они часто даже складными бывают, как стихи. Существует очень много пословиц на разные темы. В пословицах выражен характер народа, его ум, наблюдение за жизнью. Ты меня, работушка, не бойся; я тебя, работушка, не трону. Чужая сторона, что весна без цветов.
Cлайд 13
Знаете ли вы, что в глубокой древности возникла и другая “мелкая” разновидность русского фольклора – загадка. Само название жанра “загадка” происходит от слова “гадати”- думать, рассуждать. Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Например, коня называли “Долгохвостый”. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.
Cлайд 14
Cлайд 15
1.Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. 2.Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. 3.Красные лапки, щиплет за пятки – беги без оглядки. 4.Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. 5.Мохнатенька, усатенька, лапки мягонькие, а коготочки востры. 6.Шапочка красненькая, кафтанчик рябенький, ходит по двору, квохчет.
Cлайд 16
- Тит, а Тит, пойдём молотить! - Спина болит. - Тит, пойдём мёд пить. - Дай – поскорее шапку схватить! - Скажи, батюшка, воз дров – это много или мало? - И много и мало. - Как так? - Если купишь – мало. А если сам нарубишь да напилишь – много!
Cлайд 17
Выходи, народ, становись у ворот – весну встречать, зиму провожать. Дружба дружбе рознь – иную хоть брось. - Фома, у тебя в избе тепло? - Тепло! На печи в шубе терпеть можно. Баю, баю, баюшок, кладу Машу на пушок - на пуховую кровать, Будет Маша крепко спать. Неизвестно, где живёт, полетит – деревья гнёт. Гоп, гоп, гули, гоп, сели Машеньке на лоб. Крылышками хлоп, хлоп, Маша ножкой топ, топ!
Cлайд 18
Cлайд 19
- ru.wikipedia. festival.1september.ru/
Cлайд 20
Презентация подготовлена учителем начальных классов высшей категории МОУ «Гимназия №3» г. Саратова. Трофименко Оксаной Валерьевной.