Тема урока: Стихотворение С.А. Есенина «Песнь о собаке Интерпретация художественного текста. Цели урока: Учить анализировать лирическое произведение; Пробуждать в учащихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии. Открыть замысел поэта через художественное слово. Развивать творческие способности учащихся.
Cлайд 4
Песнь о собаке Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом. А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать… И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь. А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков. В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях…
Cлайд 5
Идея урока – открытие мира души собаки. «Есенин открыл новую поэтическую область, опоэтизировав души животных» Л.Л.Бельская
Cлайд 6
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ: Сегодня мы вместе попытаемся понять, как поэту удалось затронуть наши души стихотворением «Песнь о собаке». Представим наш урок как путешествие по станциям Открытий: ТЕАТРАЛЬНАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СЛОВЕСНАЯ ЖИВОПИСНАЯ Слово преподавателя :
Cлайд 7
Алгоритм работы для всех групп (символ поиска «бусы») 1.Выпишите ключевые слова стихотворения, объясните значение с помощью словарей. 2. На основе лексических значений слов составьте синонимические ряды, раскрывающие мысль и идею автора. 3.Продумайте ассоциативные образы, рождающиеся в вашем сознании. 4.Делайте выписки из дополнительной литературы, обращайтесь к помощи учителя в поиске нужной информации. 5.На основе полученного задания оформите краткий ответ, применяя схемы, цитаты. Например: Олицетворение - это такое художественный прием, с помощью которого действия и чувства человека приписываются миру природы. Метафора - … Месяц скрылся Вода дрожала Покатились глаза Струился снежок Месяц скользил
Cлайд 8
Станция «Театральная» Вопрос: О чем стихотворение? Что вы узнали о главном событии?
Cлайд 9
Станция «Фольклорная» Композиция-это… (см.литературоведческий словарь) Вопрос: 1.Почему стихотворение названо «песнь»? 2.С помощью каких деталей композиции отражена трагедия? М Песнь-это… (см.литературоведческий словарь) Схема композиции Дрожать –перен. -заботиться Повествовательный мотив Сильные чувства
Cлайд 10
Задание: Докажите, что слова, связанные с описанием пространства, подсказывают идею. Идея стихотворения – это сильное чувство потери. Происходящее на земле постепенно перемещается на небо. Мы видим глаза собачьи и застывшую в них трагедию. Собака всему миру кричит о своем горе. ЗВЕЗДЫ ЗВЕЗДЫ МЕСЯЦ Станция «Исследовательская»
Cлайд 11
Станция «Словесная" ВОПРОС: Как с помощью лексики, тропов, цветописи раскрывается суть стихотворения? С.А.Есенин Рогожка Шесток Ощенила Лексика Эпитеты Метафора Олицетворение Цветопись Златятся Высь Гладь Хмурый хозяин Тонкий месяц Покатились глаза Золотыми звездами Месяц скрылся скользил Плелась (собака) Златятся рыжих Синяя высь Цвет звезд
Cлайд 12
Станция «Живописная» АССОЦИАЦИИ: ДОМ - ТЕПЛО - ЖИЗНЬ НЕБО - ХОЛОД - ПУСТОТА
Cлайд 13
Станция «Итоговая» Итог: Символ поиска «бусы» - это нанизывание; это подбор камешков по цвету, по форме; но нитка может и оборваться. Нанизывание Подбор Это камни слов по цвету по форме теплые холодные может оборваться(символ печали) нить Мы сомкнули цепочку слов в кольцо, и получился есенинский образ, во всей красоте и силе поэтический образ, заставляющий нас вздрогнуть. нить