Концепт «Петербург» в повестях Н.В Гоголя «Портрет» и «Шинель». Выполнила: ученица 7-го класса Санжаева Марина Руководитель: Цыден-Ешиева Светлана Васильевна
Cлайд 2
Цель работы: Исследовать концепт «Петербург» в повестях Н.В Гоголя «Портрет» и «Шинель». Доказать, что город Петербург- это концепт русской литературы 19 века, олицетворяющий идею другой цивилизации, другого мира, в первую очередь Запада, вторгающегося в русский национальный мир.
Cлайд 3
Действие в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и других писателей 19 века происходит в Петербурге. Почему этот город занимает пристальное внимание художников слова?
Cлайд 4
1. Петровский табель о рангах 2. Вся империя в царствование Николая 1 надела мундиры. Шинель и чин определяли место человека в табели о рангах.
Cлайд 5
В повести «Портрет» (первый вариант-1835, второй- 1842) поднимается проблема творчества: художник Чартков живет в бедном районе города, терпит нужду и голод, «старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду». Гоголь рисует художественное пространство Петербурга, где обитала беднота: «лестницы, облитые помоями и украшенные следами кошек, собак», «передние нестерпимо холодные», комнаты с «мерзнущими окнами» - все свидетельствует о трудном быте.
Cлайд 6
Гоголь показывает еще один мир Невского проспекта - мир купленной славы. 1.Известность можно купить не заслугами и трудом, а деньгами. 2.Живопись из искусства познания становится ремеслом, отношения рисовальщика и заказчика становятся отношениями купли- продажи. 3.Художник, погнавшись за славой и деньгами теряет свой дар. Чартков сходит с ума и гибнет, уничтожив картины своих талантливых современников. 4.Помрачение разума - традиционная для романтической литературы расплата за преступление, за отход от жизни.
Cлайд 7
Во 2 части повести Н.В. Гоголь рассказывает историю портрета, это символ зла, как люди должны противостоять злу, не дать злу проникнуть в свою душу. Зло можно победить духовным подвигом – об этом говорится в финале повести. Петербургские соблазны, образ жизни, «табели о рангах» не смогут отрицательно повлиять на истинного художника-творца, на человека с чистой душой… У Н.В.Гоголя центром Петербурга является Невский проспект, по которому прогуливаются «бакенбарды бархатные, атласные, черные как соболь или уголь… здесь вы встретите усы чудные… тысячи сортов шляпок, платьев, платков пестрых, легких»- целого нет, есть только вещный мир. Изобразительные средства языка создают фантастическую картину.
Cлайд 8
1. Шинель-отражение петербургского мира, где на первое место выходит ранг, чин, униформа. 2.«Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий». 3.Автор рисует нравы в департаменте, где служил главный герой, несправедливыми и жестокими.
Cлайд 9
«Капот» Акакия Акакиевича делал его чужим в мире канцелярских чиновников. Новая шинель помогла Башмачникову войти в мир чиновников. Его встречает в доме столоначальника «шум, говор и толпа людей», герой поднимается по «светлой, ярко освещенной лестнице»- символу блестящего и обманчивого мира.
Cлайд 10
Петербургские должностные лица не принимают участия в судьбе ограбленного чиновника: будочник отправляет его к квартальному надзирателю, частный надзиратель «вместо того, чтобы обратить внимание на главный пункт дела,…стал расспрашивать…: да почему он так поздно возвращался….» Говоря о значительном лице и его системе: «Строгость, строгость и – строгость», Гоголь передает атмосферу николаевского времени.
Cлайд 11
«Значительное лицо» из повести «Шинель» - обобщающий образ высших государственных чиновников, которые олицетворяют жестокую систему. Раскрытие общественной несправедливости было очень большой заслугой Гоголя, рассказавшего в «Петербургских повестях» о двух мирах – мире бедных и богатых, власти и народа. Мир Петербурга антиномичен.
Cлайд 12
Заключение 1. Петербург- особый концепт в русской литературе19 века. Он олицетворял фасадную сторону империи, это Запад, проникший в иной мир. 2. В художественной литературе он олицетворяет двойственность, городской мир, который русское традиционное сознание не сразу может понять и усвоить. 3.Обычный житель Петербурга, «маленький человек» часто становится жертвой каких – то потусторонних, стихийных сил и яростно сопротивляется им. 4. Все петербургские типы объединены одними свойствами: они не могут существовать вне петербургского художественного пространства. У них раздвоенность в душе, не укоренены в национальную русскую почву, не умеют любить, не имеют близких друзей, становятся «лишними людьми».