Тема урока: «Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»:оригинал или пародия?»
Cлайд 2
Урок - дискуссия
Cлайд 3
Полемика (греч. polemos война) - острый спор, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу. Дискуссия(от лат. discussio рассмотрение, исследование) -обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе БСЭ
Cлайд 4
Актуально использовать такие уроки: если произведение изначально задумано автором как полемическая проблема; если публикация произведения вызвало в современной критике различные интерпретации; если основным композиционным приемом произведения является антитеза
Cлайд 5
Дискуссия предполагает: более глубокое, качественное усвоение литературного произведения; развитие у учащихся умения четко формулировать свою позицию; логически, аргументированно выстраивать и отстаивать свою доказательную линию с опорой на текст;
Cлайд 6
развитие логического и критического мышления; приобретение умений и навыков ведения дискуссии с оппонентом; формирование терпимости к различным взглядам; умение рассматривать проблему с разных позиций;
Cлайд 7
методом проб и ошибок выбирать наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку; формирование коммуникативных навыков: грамотной монологической речи, способности слушать оппонента, выражать собственное мнение, формулировать вопросы; закрепление навыков поведения в ролевых играх
Cлайд 8
Алгоритм ведения дискуссии (техника аквариума) постановка проблемы (исходит от учителя); деление класса на группы; выбор представителя от каждой группы, который представляет позицию группы классу; группам дается время для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения; представители группы собираются отдельно, чтобы высказать позицию группы классу;
Cлайд 9
после представления своих позиций представителями участники групп могут задавать им вопросы для уточнения; представители могут взять тайм-аут для обсуждения с группой; аквариумное обсуждение проблемы между представителями заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения; далее проводится критический разбор всем классом (обмен мнениями, вопросы друг другу); возможна работа аналитической группы и группы экспертов
Cлайд 10
+ техники аквариума: делается упор на самом процессе представления точки зрения, ее аргументации; включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении; итог дискуссии - рефлексия
Cлайд 11
Цели урока: 1.Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чём своеобразие их оценок (Д.И.Писарев «Базаров», Н.Н.Страхов «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антонович «Асмодей нашего времени») 2.Определить и обосновать своё отношение к Базарову 3.Формировать дискуссионную культуру учащихся.
Cлайд 12
Предварительное домашнее задание: коллективное: законспектировать фрагменты статей Д.И.Писарева «Базаров», Н.Н.Страхова «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени», посвященные образу Базарова; индивидуальное: посмотреть по разным словарям этимологию и значение слов «полемика», «дискуссия»; значение слов «оригинал», «пародия»; посмотреть художественный фильм «Ошибка Базарова» (2008г.), режиссер Дуня Смирнова
Cлайд 13
Оригинал-1.То же что подлинник. О.портрета. О.статьи. 2.Непохожий на других, своеобразный человек, чудак (разг.). Большой о. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой Пародия – 1.Комическое или сатирическое подражание кому-чему-н. П.на стихотворение.2.перен.Неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-н., карикатура на что-н. Жалкая п. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой
Cлайд 14
Для обсуждения группам предлагаются: Различные выдержки из статей Д.И.Писарева «Базаров», Н.Н.Страхова «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени»
Cлайд 15
Вопросы для обсуждения: 1.Какие из суждений оказались для вас неожиданными? 2.Кто из критиков находил в Базарове оригинал, а кто пародию? 3.Докажите, чья точка зрения вам ближе, с кем их критиков вы согласны или нет. Почему?
Cлайд 16
«...карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшущим носом, и притом карикатура злостная» М.А.Антонович «…показал Николаю Петровичу всё своё лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.» И.С.Тургенев
Cлайд 17
Анализ дискуссии (слово экспертам) План анализа: Назвать обсуждаемую проблему. Показана ли представителем группы значимость проблемы. Насколько ясно и логично был представлен ответ от каждой группы. Была ли опора на текст? Каким образом? (Цитирование, примеры эпизодов, анализ эпизода и т.д.) Какая из групп представила наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку.
Cлайд 18
Кто показал наиболее яркую способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки, грамотную монологическую речь. Какие вопросы, интересные и важные для раскрытия темы дискуссии, прозвучали. Соответствует ли сформулированная в начале дискуссии цель полученным результатам (полностью, частично, мало). Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник обсуждения.
Cлайд 19
Сделаем выводы: 1.Можно ли, на ваш взгляд, прийти к единому мнению о тургеневском герое? Почему? 2.Мой ответ критику… 3.Базаров оригинал, потому что… 4.Базаров пародия, потому что…