Цели урока: Соотнести исторический облик Петра и его литературный образ Познакомиться с различными оценками деятельности Петра I
Cлайд 3
«Пётр I одновременно Робеспьер и Наполеон, Воплощённая революция» А.С.Пушкин
Cлайд 4
Пётр Великий Пётр I – фигура противоречивая. С одной стороны, Пётр олицетворяет собой имперскую власть и является символом нашей государственности, с другой стороны, прогрессивные реформы, превратившие Россию в могучую державу, тяжким бременем легли на плечи народа, вызвали ещё большее отчуждение власти от народа.
Cлайд 5
Оценка деятельности Петра I Сторонники Петра называли его Отец - Отечества, этот титул присвоил ему Сенат после победы над шведами. Андрей Нартов - земной Бог! Старообрядцы: Пётр – мироед, антихрист! Ввёл Святую Русь в бездну. Соловьёв - петровские преобразования были как бы центром истории России. .О.Ключевский- высоко оценивал личность Петра, но считал, что при проведении реформ имел место элемент стихийности и бесплановости. Н.М.Карамзин - Пётр ,насилуя обычаи народные, имел нужду в жестоких средствах.
Cлайд 6
Образ Петра Великого в русской литературе В XVIIIвеке, в эпоху классицизма, господствовала героически-одическая тональность. Поэма Ломоносова «Пётр Великий»,его стихотворение «Надпись к статуе Петра Великого», ода «На день восшествия на всероссийский престол Ёё Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года» прославляют царствование Петра. Восхваляющие царя стихи пишут Тредиаковский, Сумароков, Херасков. Высоко оценивает деяния Петра I Г.Р.Державин. В XX веке оценки личности и деятельности ПетраI разделились.
Cлайд 7
"Для меня Петр — моя философия, моя религия, мое откровение во всем, что касается России, “- утверждал В.Г. Белинский
Cлайд 8
Пушкин о Петре Великом Пушкин видел в Петре I преобразователя России, выдающегося государственного деятеля, подлинного героя истории, вечного «работника» на троне. Воздавая должное энергии и силе личности царя, поэт всё же не забывает и о деспотичности Петра.
Cлайд 9
Поэма Пушкина «Полтава» В поэме «Полтава» фигура Петра приобретает символическое значение защитника Отечества. Образ его производит впечатление красоты, силы, величия. И он промчался пред полками могущ и радостен как бой… Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Пётр сознаёт свою силу и правду, он вместе со своим народом.
Cлайд 10
«Медный всадник» В поэме «Медный всадник» Пушкин противопоставляет Петру как символу величия и власти маленького человека.
Cлайд 11
А.Н.Толстой «Пётр I» Исторический роман “Петр I” — это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего — это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом.
Cлайд 12
Образ Петра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история России, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение. С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане —таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен.
Cлайд 13
Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В романе изображены основные события того времени: восстание в Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя определила построение романа.
Cлайд 14
Писатель показывает, как история “выбирает” Петра, как исторические обстоятельства формируют те качества его личности, которые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.
Cлайд 15
Писатель не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы.
Cлайд 16
Высоко оценив значение петровских реформ для развития и процветания России, Толстой указал на негативные явления эпохи правления Петра. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Мы видим крестьян, холопов, солдат, беглых людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений.
Cлайд 17
Третья книга романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображен несколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным, зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишенная резких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царя по-прежнему "строгие, страшноватые", у него еще случаются вспышки необузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характерной для государственного мужа дальновидного, проницательного, властного, даже жестокого.
Cлайд 18
Но центром романа, к которому стягиваются все нити повествования, является образ Петра, вылепленный Алексеем Толстым крупно, выпукло, мощно. В его натуре воплощены основные противоречия того времени. Петр Первый — национальный деятель большого масштаба. После "Полтавы" Пушкина роман Алексея Толстого — это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе.
Cлайд 19
Детство Пётр I родился в Москве 30 мая 1672 г.Он был четырнадцатое дитя царя Алексея и первый ребенок от его второго брака –с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царевич учился бойко и охотно. Но едва Петру минуло десять лет, как ученье его прекратилось, Петра провозгласили царём, интриги сестры Софьи вызвали страшный стрелецкий мятеж, установилось двоевластие .Пётр с матерью были удалены в село Преображенское.
Cлайд 20
Юность По заведённому обычаю царевича окружали «комнатные люди» из родовитых сверстников. Именно из них Пётр создаёт два полка: Семёновский и Преображенский. Ко двору были призваны иноземные офицеры и мастера. Царевич учится арифметике, геометрии, артиллерии, фортификации. Увлекается строительством моделей кораблей.
Cлайд 21
Становление государя После низложения Софьи Пётр в составе посольства выезжает за границу учиться наукам и политике.
Cлайд 22
Стрелецкие казни После возвращения Пётр жестоко подавляет стрелецкий мятеж.
Cлайд 23
Пётр - реформатор Большинство исследователей старались видеть,«разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами». «Первые, - писал Пушкин, - суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика».
Cлайд 24
«В работе пребывающий…»
Cлайд 25
Воинская слава Россия получила выход в Чёрное и Балтийское моря, утвердила свою независимость в Полтавской битве.
Cлайд 26
Cлайд 27
Петр I и Петербург 16 мая 1703 года была заложена новая столица.