Александр Николаевич Островский (1823-1886) Этапы биографии и творчества. Солодченкова Ю.К Автор презентации Солодченкова Ю.К., учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО №133
Cлайд 2
А.Н. Островский. Художник В. Перов. 1871 В его облике нет как будто ни капли возвышенного, ро-мантического: покойно сид-ит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатлённый точной кис-тью художника, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не назеда-тельные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его – свидетели совершающейся в нём горя-чей внутренней жизни. В.Я.Лакшин
Cлайд 3
Моя задача – служить русскому дра- матическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покрови- тельство, меценатов… У русского драматического искусства один только я. Я – всё: и академия, и меце- нат, и защита. А.Н.Островский «Автобиографическая записка» 1884 г.
Cлайд 4
Дом на Малой Ордынке, в котором роился Островский.
Cлайд 5
Литография Бануа и Обрюна, середина XIX в. Замоскворечье на панораме Москвы 1901 года
Cлайд 6
Московская гимназия Московский университет
Cлайд 7
Музей-усадьба А. Н. Островского в Москве Музей драматурга основан 4 марта 1984 года. Действие многих пьес А. Н. Островско-го происходит в Москве. Недаром он писал, что «в Москве все русское становит-ся понятнее и дороже… Москва — город вечно обновляющийся, вечно юный…».
Cлайд 8
Деревянная постройка. Памятник культуры начала 20-х годов XIX века.
Cлайд 9
Коллекция музея состоит из личных вещей драматурга и его семьи, друзей-актеров; предме-тов материальной культуры России прошлого столетия, а также экспонатов, отражающих историю Москвы, в частности Замоскворечья. Экспозиция рассказывает о сценическом воплощении пьес А. Н. Островского на сцене русского театра — в ней представлены эскизы деко-раций и костюмов, фотопорт-реты актеров, афиши, рукописи.
Cлайд 10
Первые произведения 1847 г. «Московский городской листок» «Несостоятельный должник» (сцены из комедии) «Картины семейного счастья» «Записки замоскворецкого жителя»
Cлайд 11
«Банкрот» «Свои люди - сочтёмся» (1850) Я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание. Читал ли ты комедию или лучше трагедию Островского «Свои люди сочтемся», которой настоящее название «Банкрот»? Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», на «Банкроте» я поставил нумер четвёртый. А.Н.Островский В.Ф.Одоевский
Cлайд 12
«Не в свои сани не садись» «Бедность не порок» «Москвитянин»
Cлайд 13
«Доходное место» (1857) С 1856 г. печатает свои пьесы преимущественно в журналах «Современ-ник» и «Отечественные записки»
Cлайд 14
«Гроза»(1859) 1856 г. – поездка по верховьям Волги (от Твери до Нижнего Новгорода) «Гроза». Катерина. Художник С. Герасимов
Cлайд 15
А.Н. Островский среди артистов. Слева направо: А. Бурдин, А. Островский, К. Полтавцев, И. Горбунов, Л. Никулина-Косицкая, А. Нильский. Фото 1863 Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром!... Давши театру 25 оригинальных пьес, я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь плохого переводчика. По крайней мере я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения. Из письма Ф.Бурдину
Общественная деятельность 1859 г. – «Общество для пособия нуж-дающимся литераторам и учёным» 1865 г. – «Артистический кружок» 1874 г. – «Общество русских драмати-ческих писателей и оперных компо-зиторов»
Cлайд 18
«Бесприданница» (1879) «Бесприданница». Финальная сцена. Спектакль Московского Малого театра. Фото 1911
Cлайд 19
Застольное слово о Пушкине … я предлагаю тост за рус-скую литературу, которая пошла и идет по пути, ука-занному Пушкиным. Выпьем весело за вечное искусство, за литературную семью Пуш-кина, за русских литераторов! Мы выпьем очень весело этот тост: нынче на нашей улице праздник. Открытие памятника Пушкину в Москве.1880 год
Cлайд 20
Театр с честным, художественным, здоровым народным репертуаром развивает народное само-сознание и воспитывает сознательную любовь к отечеству. Драматическая поэзия ближе к наро-ду, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии – для всего народа; эта близость к народу нисколько не унижает драма-тической поэзии, а, напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать. Из «Записки» правительству о создании русского национального театра 1881 г.
Cлайд 21
1886 г. – назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театраль-ного училища.
Cлайд 22
Памятник на могиле А.Н. Островского в Щелыкове
Cлайд 23
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н.Островского Щелыково
Cлайд 24
Музей расположен в красивейшем российском уголке - селе Щелыково, где немало лет прожил русский драматург Александр Николаевич Островский. В этих местах было написано большая часть его произведений. Щелыково находится в Островском районе Костромской области, здесь сохранилась та подлинная обстановка, в которой прошли долгие годы жизни драматурга. До наших дней сохранился по-строенный в конце XVII века деревянный усадебный дом, великолепный парк с тенистыми аллеями, прудом и мостиками через многочисленные овражки. А. Н. Островский скончался в Щелыкове, в своем кабинете, 14 июня 1886 года и похоронен на сельском кладбище и Николо-Бережках, рядом с могилой отца. 11 мая 1948 года Советом Министров СССР было принято Постановление об объявлении Щелыкова государственным заповедником.
Cлайд 25
Памятник А.Н. Островскому в Щелыкове
Cлайд 26
В мае 1848 года А. Н. Островс-кий впервые посещает Щелыко-во. Он – в восхищении: "Что за реки, что за горы, что за леса!.. Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он давно бы превратился в беско-нечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии". Его дневник содержит востор-жен-ные строки: «Тут все: все краски, все звуки, все слова». Не случайно самая романтичная из пьес Островского весенняя сказка «Снегурочка» была написана именно здесь.
Cлайд 27
Северный фасад Южный фасад
Cлайд 28
«Он, – пишет Островский в своем дневнике, – удивительно хорош как снаружи оригиналь-ностью архитектуры, так и внутри удобством помещения... Дом стоит на высокой горе, ко-торая справа и слева изрыта та-кими восхитительными оврага-ми, покрытыми кудрявыми сосенками и липами, что никак не выдумаешь ничего подобно-го».
Cлайд 29
Самая большая и светлая комната в доме – сто-ловая. Ее середину занимает большой овальный стол, покрытый белой скатертью, вокруг – ме-бель в холщовых чехлах, над столом керосиновая лампа-"молния" с белым абажуром. В небольшой, но очень уютной гостиной, люби-мой всей семьей Островских, стоит фортепиано. Вторая жена Островского, актриса Малого теат-ра Мария Васильевна Бахметьева, была боль-шой любительницей пения, по просьбам гостей охотно исполняла цыганские романсы и русские народные песни.
Cлайд 30
Спальня в доме-музее А.Н. Островского.
Cлайд 31
Библиотека в доме-музее А.Н. Островского.
Cлайд 32
Одним из видов отдыха Остро-вского было столярное дело. Мастерил он небольшие вещицы и для себя, и в подарок братьям, друзьям – рамки, полочки, шкатулки и даже мебель. Письменный стол, сделанный самим драматургом, стоит в его кабинете. Именно за этим столом утром 2 июня 1886 Александр Николаевич работал над перево-дом трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра", а в последний свой час просматривал только что доставленный свежий номер журнала "Русская мысль".