Хождение за три моря Составитель: Ларионова Г. А., учитель МОУ СОШ № 27, г. Тверь
Cлайд 2
31 мая 1955 года в городе Калинине (Твери) на Первомайской набережной реки Волги (ныне набережная Афанасия Никитина) благодарные потомки воздвигли памятник Никитину, первому из европейцев посетившему в 15 веке Индию.
Cлайд 3
Об Афанасии Никитине нет других биографических сведений, кроме того, что он был купцом из города Твери. Совершил путешествие в Персию, Индию (1466-1472). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки "Хожение за три моря" (точное название дневника) - ценный географический документ и литературно-исторический памятник.
Cлайд 4
В основу «Хожения за три моря» (1489 г.) тверской купец Афанасий Никитин положил своё путешествие в Бахманидское государство, достигшее в эти годы наибольшего могущества. Об этом путешествии он оставил запись своих наблюдений над бытом этой страны, выделяющуюся из всей литературы современных ей западноевропейских рассказов об Индии правдивостью и деловитостью, почти полным отсутствием сказочной фантастики.
Cлайд 5
Тьмацкий мост Город Любовен на острове Гости из Новгорода Древняя Тверь Земская изба Конная изба на торгу
Cлайд 6
Д. Н. Буторин. Иллюстрация к книге А.Никитина "Хождение за три моря". Пластина, 1957. ГМПИ Тверской купец А. Никитин был образованным человеком. Он знал тюркский и персидский языки. В далёкий путь взял с собой книги.
Cлайд 7
Весной 1466г., получив благословение епископа Геннадия, поддержку воеводы Б. З. Бороздина и проезжую грамоту от Великого Тверского князя Михаила Борисовича,
Cлайд 8
от Волжских ворот на 2-х кораблях вниз по Волге отправился тверской купец Афанасий Никитин со своими товарищами в далекое плавание для заморской торговли: вниз по Волге за море "Дербенское", или "Хвалынское" - так в старину называли Каспийское море. Главой каравана избрали Афанасия Никитина. г. Тверь, Волжские ворота
Cлайд 9
Караван плыл мимо Калязина, Углича, Костромы, Плёса. Короткие строки дневника говорят, что путь по Волге Никитину был знаком. В Нижнем Новгороде - длительная остановка. Плыть по Волге в то время было небезопасно: нападали татары. В Нижнем Новгороде русские купцы присоединились к возвращавшемуся из Москвы на родину ширванскому посольству во главе с Хасан -беком. Караван плыл "сторожко и с опаской". Благополучно миновали Казань и другие татарские города, но в дельте Волги на них напал отряд астраханского хана Касима. Купцы взялись за оружие. Татары "застрелили у нас человека, а мы у них двух застрелили", сообщает Никитин. К несчастью, одно судно застряло на рыболовном езу, а другое село на мель. Татары разграбили эти суда и захватили в плен четырех русских. Путь А. Никитина по Волге
Cлайд 10
Уцелевшие два судна вышли в Каспийское море. Меньшее судно, на котором было "6 москвичь да 6 тверичь", во время бури разбило и выбросило на прибрежную мель близ Тархы (Махачкалы). Жители побережья кайтаки разграбили товар, а людей захватили в плен. Афанасий Никитин с десятью русскими купцами, находясь на посольском судне, благополучно добрался до Дербента. Прежде всего, он начал хлопотать об освобождении пленных. Хлопоты его увенчались успехом: через год купцы были освобождены. Но товар кайтаки не вернули. Вид Дербента. Здесь Никитин «бил челом» Хасан-беку и Василию Папину
Cлайд 11
Никитин, не получив помощи от ширванского шаха, ушёл в Баку, где принял решение двинуться на юг, в Индию. Очень уж ему хотелось узнать, что же это за страна, о которой столько небылиц рассказывали: что-де живут там люди рогатые, трехногие, шестирукие, с глазами и ртом на груди. Никитин переплыл Каспийское море, почти год шёл через Иран к Персидскому заливу. Честность и умение трудиться уважают во всех странах. Трудолюбивый русский купец сумел за то время, что он прожил в богатой стране Персии, заработать столько денег, что их хватило на то, чтобы осуществить мечту — добраться до далекой загадочной Индии.
Cлайд 12
Больше месяца провёл А. Никитин в Ормузе. «А Ормуз -- на острове, и море наступает на него всякий день по два раза.» Ормуз. Гравюра
Cлайд 13
Базар в Ормузе. Пластина, 1957. «Тут провел я первую Пасху, а пришел в Ормуз за четыре недели до Пасхи… Велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет. В Ормузе был я месяц, а из Ормуза после Пасхи в день Радуницы пошел я в таве с конями за море Индийское», - писал он в своих записках.
Cлайд 14
Всё здесь удивляет путешественника. Люди смуглые, чуть ли не чёрные! И одеты они чудно: самой одежды мало, потому что жарко, только голова много раз обернута длинным куском материи да еще бедра прикрыты. В своих дневниках он так запишет: «Зимой у них простые люди ходят - фата на бедрах, другая на плечах, а третья на голове; а князья да бояре надевают тогда на себя порты, да сорочку, да кафтан, да фата на плечах, другой фатой себя опояшет, а третьей фатой голову обернёт.»
Cлайд 15
Удивлялся Афанасий Никитин слонам, которые всякую работу тяжелую выполняют.
Cлайд 16
Иван Айвазовский. Восточная сцена. 1846 г. В Верещагин. Факиры. 1874-1876 Все подмечал глаз русского путешественника, и особенно разницу в жизни людей богатых и бедных.
Cлайд 17
В. ВЕРЕЩАГИН. Королевский слон. Из «Индийской серии». Холст, масло. 46,5 х 39,5 «Земля весьма многолюдна и богата, сельские люди очень бедны, а бояре всесильны и утопают в роскоши. Носят их на серебряных носилках, и перед ними водят по 20 коней в золотой сбруе. И на конях за ними 300 человек да пеших 500 человек. Да еще множество музыкантов идет. А уж когда сам властитель султан выезжает, то уж тут только на конях 10 тысяч едет, да пеших 50 тысяч, да 100 трубачей, да плясунов 100 человек! Да еще 300 коней в золотой сбруе. Живут во дворцах чудесных, всюду резьба да золото, и каждый камень резной и золотом расписан причудливо, а во дворце сосуды расписные».
Cлайд 18
Cлайд 19
В Верещагин. Тронный зал Великих моголов Шах-Джахана и Ауранг-Зеба в форте Дели. Во дворец султана ведет семь ворот, а в воротах сидят по сто стражей да по сто писцов-кафаров. Одни записывают, кто во дворец идет, другие — кто выходит. А чужестранцев во дворец не пускают. А дворец султана очень красив, по стенам резьба да золото, последний камень — и тот в резьбе да золотом расписан очень красиво. Да во дворце у султана сосуды разные."
Cлайд 20
Поразило А. Никитина и то, как там люди питаются. «А есть садятся — руки обмывают, да ноги, да и рот полощут. Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же днем два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты не пьют. А с бесерменами не пьют, не едят. А еда у них плохая. И друг с другом не пьют, не едят, даже с женой. А едят они рис, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают. А в пути, чтобы кашу варить, каждый носит котелок. А от бесермен отворачиваются: не посмотрел бы кто из них в котелок или на кушанье. А если посмотрит бесерменин, — ту еду не едят. Потому едят, накрывшись платком, чтобы никто не видел. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест.»
Cлайд 21
Афанасий Никитин с индусом. Иллюстрация Б. Немтинова к «Хожению за три моря» Афанасия Никитина. Удивлялся Афанасий Никитин и ночному индийскому небу, где созвездия располагались не так, как привыкли видеть их мы. Это оттого, что Индия находится близко к экватору. И ночь в Индии опускается на землю быстро, всего за несколько минут. Только что было синее-синее высокое небо, и вдруг синева сгустилась, проступили звезды, и вот уже небо чернее черного. Записывал сведения об увиденном и услышанном, сблизился с индусами, разговаривал с ними на их наречии, вёл споры о жизни и вере. Подвергался принуждению остаться в Индии.
Cлайд 22
В Парвате поразили Афанасия храмы. Долго ходил Никитин вокруг храма, рассматривал каменные барельефы, на которых вырезаны «деяния Бутовыя», чудеса, которые он творил, да множество образов бога, в которых он являлся своим поклонникам: человек, слон, обезьяна и так далее. «А всех вер в Индее 80 и 4 веры», — запишет в дневники Никитин.
Cлайд 23
Объездил А. Никитин часть Индии, посетил множество городов. Жил в Бидаре - столице мусульманского государства Бахманидов в западном Декане.. «В Бидаре на торгу продают коней, камку (расшитую золотом парчу), шёлк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский (местный), а из съестного только овощи, а для Русской земли товара нет», - разочарованно писал он. Бидар. Голгумбаз
Cлайд 24
А. Никитин пробыл в Индии около 3 лет, совершил поездки в расположение алмазных копей, заключил выгодную торговую сделку. Но как ни чудесна была страна Индия, как ни доброжелательны были к нему индийцы, тосковал он по своей родине и страстно хотел вернуться назад, домой. Весной 1470 г. Афанасий Никитин направился на запад к морю.
Cлайд 25
Дабхол В 1471 г. пришёл в порт Дабул (Дабхол), где "устремился мыслию на Русь пойти".
Cлайд 26
В январе 1471г. Никитин морским путём направился в Ормуз. Больше месяца находился Никитин в открытом море. Сильная буря прибила корабль к африканскому берегу Аденского залива (о. Сомали), где Никитин был снова ограблен, но отпущен. После чего добрался морем через Маскат до Ормуза. Отсюда Никитин двинулся на север по объятому войной Ирану и в октябре 1471г. прибыл в Трапезунд, на южном берегу Чёрного моря. Турецкие власти его арестовали, т. к. пришёл Никитин из враждебного Ирана, и лишили остатков имущества.
Cлайд 27
Никитин с трудом пересёк Чёрное море, достигнув берегов Крыма у Балаклавы, и 5 ноября 1471г. высадился в Кафе (Феодосии), генуэзской колонии, где жили русские купцы. Зиму 1471 - 1472г. Никитин провёл в Кафе, завершая свои записки, которые он назвал «Хожение за три моря». К. Богаевский. Кафа 1926 . Холст, масло. 83×145
Cлайд 28
В. Нагорнов. Возвращение из похода. Весной 1472г. с московскими купцами направился в Тверь днепровским путём, но, не дойдя до Смоленска, умер. Умирая, передал спутникам исписанные бумаги — с просьбой непременно сохранить их.
Cлайд 29
И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Старая Русь. Купцы выполнили последнюю волю. В том же году спутники Никитина привезли его "тетради" в Москву, передали их великокняжескому дьяку Василию Мамыреву, ближайшему советнику Ивана III, которые и были включены в Летописный свод 80-х годов XV в.
Cлайд 30
Записки Никитина - законченное литературное произведение, основанное на собственных наблюдениях. Его главное достоинство - художественная простота языка и достоверность. «Хожение» - первое на европейском языке объективное описание Индии 15 века. Текст " Хожения" издавался 10 раз, 6 раз переводился на иностранные языки. Записки содержат три группы сведений об Индии: 1) о торговле и географии (ярмарки, предметы торговли, цены на товары и способы их добывания, морские пути из Индии в другие страны Востока, длина путей между городами, заметки о климате Ирана, Аравии, Закавказья, Индии, Палестины); 2) по военному делу и политике (состав войска и вооружение, война Вахманидов с империей Виджаянагар); 3) о быте и религии (как живут, чем питаются, во что верят, каким богам поклоняются и т.д.).
Cлайд 31
Знаменитый русский литератор, историк Н. М. Карамзин поставил Никитина в один ряд с его великими современниками - землепроходцами: «Индийцы слышали о ней (о России) прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время, как Васка да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара и беседовал с жителями о догматах их веры."
Cлайд 32
Индийский писатель и кинорежиссёр Ходжа Ахмад Аббас в I960 году посетил Тверь для сбора материала для фильма о Никитине. Он выразил мнение индийской общественности: «Ваш соотечественник был коммерсант, он открывал дорогу дружбы, он писал как сын великого народа о другом великом народе, Никитин относился к народу Индии не только с интересом, но с уважением. Этим проникнута книга..." В краеведческом музее г. Бидара собран материал о Никитине. АББА С Ходжа Ахмад (7 июня 1914 — 1 июня 1987), индийский кинорежиссер, продюсер, сценарист, писатель.
Cлайд 33
Гранитная стелла в Ревданде, штат Махараштра, в честь русского путешественника XV века. Земельный участок под памятник подарил индиец Датта Патиль Надписи на русском, хинди, маратхи и английском свидетельствуют, что обелиск «сооружен неподалеку от тех мест, где в 1469 году русский первопроходец, купец из города Твери Афанасий Никитин ступил на землю Индии, открыв тем самым первую страницу в летописи российско-индийской дружбы» В ИНДИИ ОТКРЫТ ПАМЯТНИК АФАНАСИЮ НИКИТИНУ
Cлайд 34
23 июля 1997г. Центральный Банк России выпустил в обращение две памятные монеты, посвященные 525-летию путешествия Афанасия Никитина в Индию, достоинством в 2 рубля (масса драгметаллов в чистоте 7, 78 г, проба сплава 500) и тиражом монет каждого вида 7, 5 тыс. штук.
Cлайд 35
Подарочное издание «Хожения» с текстом на трех языках — русском, хинди и английском. СССР—Индия, 1960 год
Cлайд 36
Памятник представляет собой чугунную скульптуру высотой 3,2 метра на постаменте, выложенном камнем. На памятнике надпись: «Афанасию Никитину купцу-путешественнику автору "Хожения за три моря" приидохшему в Кафу в лета 1474 ноября 5 дня». В июле 2008 года в Феодосии был открыт памятник великому путешественнику. Скульптура установлена в районе Карантина у подножия средневековой Генуэзской крепости и древней церкви Иверской иконы Божьей Матери. По преданию именно в ней отстоял молебен Афанасий Никитин, когда сошел на берег средневековой Феодосии (в те времена Кафы), возвращаясь из путешествия в далекую Индию.
Cлайд 37
1. Это море раньше называлось Стамбульским. 2. Море в Индийском океане. 3. Это море раньше называлось Хвалынским 4. Страна, в которой побывал и которую описал в своих записках русский купец Афанасий Никитин. 5. Город, из которого отправился в своё путешествие Афанасий Никитин. 6. Точное название дневника А. Никитина - « . . . за три моря». 7. Около какого города умер Афанасий Никитин? Кроссворд. Ч ё р о е А р а в й с к о е К а с п и й с о е н д и я в е р ь х о ж е н е С м о л е с к 1. Н 2. И 3. К 4. И 5. Т 6. И 7. Н
Cлайд 38
http://www.encyklopedia.narod.ru/bios/putesh/nikitin/nikitin.html http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=353 http://www.herzenlib.ru/main/source/detail.php?CODE=2009_knigiyubilyri http://www.herzenlib.ru/main/image/source/2009_kn_ybilclip_image002.jpg http://claw.ru/book8/1410-4.jpg http://www.indianembassy.ru/docs-htm/ru/ru_05_07_t1_2002_f.htm http://old.tverlife.ru/_content.php?Id=1.2.9 http://www.mdk-arbat.ru/main-book-image/650338 http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4642/ http://www.indostan.ru/forum/9_3173_0.html http://photo.i.ua/user/129042/24800/616226/ http://community.livejournal.com/mychok_ru/515.html http://xmages.net/out.php/i369581_14.jpg http://artinvestment.ru/invest/analytics/20091204_macdougalls_results.html http://www.ogoniok.com/archive/2001/4701/26-10-11/ http://ecoportal.ru/news.php?id=39565 http://www.india.fotoputi.com/rajasthan_bundi_1den.htm Источники информации: http://region.library.tver.ru/cgi-bin/fulltext_opac.cgi?show_article=847 Рисунки Виноградова А. В. В.В.Варжапетян. Повесть о купце, пегом коне и говорящей птице Ю. Качаев. За тридевять земель. Е. Мурашова. Афанасий Никитин. Тверская область. Энциклопедический справочник. Россия. Энциклопедический справочник.