Сравнительная характеристика двух знакомых лиц Цели: научить строить текст жанра сравнительной характеристики двух знакомых лиц; показать особенности текстов-характеристик двух людей; пополнить лексический запас обучающихся; развивать творческие способности обучающихся; формировать навыки аналитической работы со словесным материалом; воспитывать культуру речи.
Cлайд 2
По страницам прочитанных книг
Cлайд 3
По страницам прочитанных книг В каждом литературном произведении писатель изображает разных по характеру и поступкам, по убеждениям и жизненным судьбам людей. Вслед за писателем и мы невольно сравниваем их между собой: что у них общего, чем они различаются.
Cлайд 4
Сравнение литературных героев помогает читателю лучше понять их внутренний мир, оценить характеры и поступки.
Cлайд 5
Сравнение (сопоставление) литературных героев даёт возможность понять, как относится автор к своим героям, что он утверждает, что отвергает в изображаемой им жизни.
Cлайд 6
Выявление сходства или различия в процессе сравнения двух литературных героев называется сравнительной характеристикой.
Cлайд 7
Работа над ней начинается с определения линий сравнения, которые могут послужить планом сопоставления двух литературных героев по сходству или различию. Но прежде всего надо ответить на вопрос (подвести базу для сравнения): на каком основании мы можем сравнить (сопоставить) этих людей?
Cлайд 8
Основания для сравнения внешность; возраст; социальное положение; родственные отношения; отношение обоих к третьему лицу; отношение к ним автора. В заключение необходимо сделать вывод: что даёт сравнение двух героев для раскрытия идейно-художественного содержания прочитанного произведения (для чего автор поставил их рядом)?
Cлайд 9
Линии сравнения портрет; характер; обстоятельства жизни; поступки, поведение; авторское отношение.
Cлайд 10
Отрывок из повести Л.Н. Толстого «Отрочество» Выразительно прочитайте отрывок из повести Л.Н.Толстого «Отрочество». О чём идёт речь в тексте? Какие приёмы использует автор для сравнительной характеристики героинь? Как строится этот текст? Что позволяет автору сопоставить двух девочек? Что является основанием для сравнения персонажей: герои-ровесники; друзья; возраст, внешность, одежда; манера поведения; особенности характера?
Cлайд 11
Работа в группах 1 группа Проанализируйте синтаксическое строение текста, найдите параллельные синтаксические конструкции, союзы, вводные слова, использующиеся при сравнении и сопоставлении. 2 группа Проанализируйте лексические особенности текста: использование антонимов. Приведите примеры лексических и контекстуальных антонимов. С какой целью они используются? 3 группа В каком времени употреблены в тексте глаголы? Почему?
Cлайд 12
К. Брюллов «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых» С помощью каких изобразительных средств создаётся любая картина? Каков цветовой фон картины? Художник создал не просто портрет, а жанровую картину, на которой мы видим людей XIX века, их быт. Отметьте детали этого века. Что дальше мы будем описывать? На какие детали мы обратим внимание при описании? Что объединяет, а что отличает героинь этой картины? Как вы понимаете слово кокетливы? Подберите синонимы к этому слову.
Cлайд 13
№ Что сравнивается Александра Афанасьевна Ольга Афанасьевна 1 Поза, руки Повернула голову к зрителям, облокотилась о перила одной рукой, в другой держит небольшой белый шелковый платочек. Грациозна и стройна. Изящные руки. Голову наклонила чуть влево, в одной руке держит белый шелковый платочек, в другой – хлыст. Застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. Маленькие аккуратные руки. 2 Лицо Удивительно миловидное, женственное (очень приятное). Тонкие черты. Выразительное румяное лицо. Лукавая, таинственная улыбка. 3 Глаза Широко раскрыты, приветливы, лучисты. Прищуренные, добрые. 4 Взгляд Выразительный, обращён к зрителям, добрый. Сосредоточенный, ласковый. 5 Нос Маленький, короткий, аккуратный. Немного острый, средний по величине, прямой. 6 Рот, губы Маленький, изящный рот; яркие алые губы. Небольшой рот, тонкие губы, вытянутые ниточкой. 7 Волосы Темные, плотно уложены и гладко причёсаны. Тёмные, немного вьющиеся, уложены в локоны. 8 Одежда Одета в амазонку – женское длинное платье особого покроя для верховой езды. Одета в амазонку. 9 Характер Романтичный. Открытая и свободная в разговоре. Мечтательный, сдержанный. 10 Отношение художника Выписывает каждую деталь. Выписывает каждую деталь.
Cлайд 14
Примерное начало сочинения Перед нами жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница таких прогулок. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.
Cлайд 15
Рефлексия Сравнительная характеристика – это… Линиями сравнения являются… Основанием для сравнения может быть… В сравнительной характеристике используются следующие синтаксические особенности:… Лексические особенности текста в жанре сравнения двух людей – это…
Cлайд 16
Домашнее задание (по вариантам) Создать компьютерную презентацию «Сравнительная характеристика двух знакомых людей». Написать сочинение-рассуждение с элементами описания двух знакомых людей. Написать сопоставительную характеристику двух своих знакомых или двух литературных персонажей.