Приступая к работе над данной презентацией, я поставила перед собой следующие цели: - Поближе познакомиться с творчеством Александра Блока - выявить особенности изображения темы Родины в произведениях Блокаже
Cлайд 4
Родители А. А. Блока
Cлайд 5
Стоит передо мной моя тема, тема о России…Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. А. Блок
Cлайд 6
Общий анализ творчества Блока
Cлайд 7
Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, а каждое лето семья выезжала в подмосковное имение Шахматово. Этот клочок земли Блок всю жизнь очень нежно любил. Любил свой дом на холме под раскидистым тополем, огромный простор. Шахматово осталось в душе поэта вечным символом России.
Cлайд 8
Село ШАХМАТОВО
Cлайд 9
Cлайд 10
Судьба Родины – судьба Блока
Cлайд 11
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный Родину как живое существо, которое «живет и дышит» рядом с человеком
Cлайд 12
Особенности изображения темы Родины в творчестве А. Блока
Cлайд 13
-историчность художественного мышления - публицистический смысл темы России - эволюция темы - символика образов - мотив дороги
Cлайд 14
Историчность художественного мышления Блока
Cлайд 15
Характер и идейный смысл национальной проблематики в творчестве Блока определялись историчностью его художественного мышления. Эта черта резко отличала поэта от подавляющего большинства русских символистов.
Cлайд 16
Цикл «На поле Куликовом»
Cлайд 17
Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, - одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России. Куликово поле
Cлайд 18
Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных: общим жанром темой главными героями единым замыслом исторической эпохой единым поэтическим настроением местом действия
Cлайд 19
А. Бубнов. Утро на Куликовом поле. «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». (А. Блок)
Cлайд 20
В. Маторин. Удар засадного полка
Cлайд 21
Основные мотивы цикла «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» «О, Русь моя! Жена моя!» «Нам ясен долгий путь!» «И вечный бой!» «…Блеснёт святое знамя…» Родина-жена Образ лирического героя Мотив битвы Святость Руси
Cлайд 22
Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. ► Так начинается первое стихотворение цикла. Оно выполняет роль пролога и вводит тему России.
Cлайд 23
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! «Не как мать любит он Россию, а как жену, которую находят, когда настанет пора». Н. Гумилев В. Васнецов. Родина
Cлайд 24
И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль…
Cлайд 25
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!
Cлайд 26
За Неправдой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…
Cлайд 27
Я – не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Воины. Реконструкция М. Авилов. Битва
Cлайд 28
И с туманом над Неправдой спящей Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня. Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу На моём плече.
Cлайд 29
«И вот поднимается тихий занавес наших сомнений, противоречий, падений, безумств: слышите ли вы задыхающийся гон тройки? Видите ли вы ее, ныряющую по сугробам мертвой и пустынной рытвины? Это – Россия летит неведомо куда – в сине-голубую пропасть времен…Видите ли вы ее звездные очи – с мольбою, обращенною к нам: «Полюби меня, полюби красоту мою!» Но нас от нее отделяет эта бесконечная даль времен, эта синяя морозная мгла, эта снежная звездная сеть» (Из дневника А. А. Блока, 1908 год) Н. Сверчков. Тройка зимой
Cлайд 30
Заключение:
Cлайд 31
В стихах о России А.А. Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Блок создал особенный поэтический образ России. Ее необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, туманные дали – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет ТЬМУ.
Cлайд 32
Использованные материалы
Cлайд 33
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М. : Вако, 2005. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2008. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7 - 8 класс. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2004 года. Интернет-ресурсы: http://itn.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1 http://www.litcabinet.ru/kl/l5015.htm http://www.cnso.ru/litera/lit36.html http://mlis.fobr.ru/metodika/prepod/infotech/09/ http://www.art-catalog.ru/gallery.php