Код презентации скопируйте его
Презентацию составила учительница русского языка и литературы Шпорова В.А. 2010 год Сентиментализм как литературное направление
Сентиментализм в искусстве: литературе живописи музыке направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. Сентиментализм (от французского sentiment - чувство),
Отличительные черты сентиментализма в литературе: отсутствие интереса к историческому, героическому прошлому героя: сентименталисты вдохновлялись повседневными впечатлениями; место гиперболизированных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства; герой сентименталистской литературы – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия.
Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и противоречивость: сентименталистский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются односложной оценке; поскольку в человеке от природы заложено доброе начало и зло есть плод цивилизации, никто не может стать законченным злодеем – у него всегда есть шанс вернуться к своему естеству. Порой действия и влечения героя не поддаются односложной оценке.
Жанры сентиментализма в литературе: элегия; роман в письмах; дневник путешествия; мемуары ; повесть и пр., где рассказ ведется от первого лица. Культ чувства обусловил высокую степень субъективизма. Жанры сентиментализма в литературе с наибольшей полнотой позволили показать жизнь человеческого сердца .
Н.М. Карамзин - представитель русского сентиментализма. Очистил литературный язык от архаизмов; Повествование – от напыщенности; Научил русских писателей независимости. 1766 – 1826 Портрет работы Венецианова
Сентиментализм в живописи (жанр портрета) : Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского Первым сентименталистом в живописи является Владимир Лукич Боровиковский. Автопортрет
Гений сентиментализма В.Л. Боровиковский (1757 – 1825). В начале 1790-х Боровиковский обратился к жанру камерного портрета, чаще всего изображая женщин в домашней обстановке. Портрет сестер – княжон Гагариных. 1828, ГТГ
Именно в творчестве Боровиковского живописный сентиментализм достиг наивысшего воплощения, превзойдя западные аналоги. Художник стал подлинным создателем портретного канона сентиментализма. Индивидуально-характерное в его портретах словно отступает перед идеальным. Состоянию мечтательности с оттенком легкой грусти персонажей, уединившихся от светской суеты, отвечает живописная гамма с тонкими колористическими нюансами. Портрет Е.А. Нарышкиной 1799, ГТГ
Судьба Марии Лопухиной была печальной: она умерла от чахотки в 24 года. Известный поэт 19 века Яков Полонский написал замечательные строчки об этом образе: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так, часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Портрет М.И. Лопухиной 1797, ГТГ
Меланхолическая поза юной Лопухиной, ее мимолетный взгляд, брошенный на симпатичного ей человека. Сколько интереса и лукавства таит в себе этот взгляд! Бледные розы у левой руки, поле с золотыми колосками и синие васильки – все это создает у нас, зрителей, особое настроение мечтательности. Холодная гамма красок, неяркий, словно лунный свет, легкая воздушная дымка за спиной модели. О чем она думает? О чем мечтает? Что ее ожидает в будущем? Один из самых обаятельных женских образов русской живописи 18 века – портрет Лопухиной. Он поражает не только талантом и мастерством художника, но и красотой модели. Полутона и воздушность создают своеобразную поэтическую атмосферу в картине.