1863–1869 работа над романом 1868–1869 первое издание 1886 пятое прижизненное издание(последнее)
Cлайд 3
ЗАМЫСЕЛ РОМАНА 1856г. – « … я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию» 1825г. – « Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя» 1812г. – « Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года» 1805-1807гг – « Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама» « Итак, от 1856 года возвратившись к 1805, я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1825 и 1856»
Cлайд 4
1856 современность глазами декабриста эпоха заблуждений и несчастий героя - декабриста эпоха народного торжества эпоха неудач и поражений 1825 1812 1805 от истории героя к судьбе народа
Cлайд 5
«Три поры» «1805 год» «Все хорошо, что хорошо кончается» ВАРИАНТЫ ЗАГЛАВИЯ
Cлайд 6
МИР МIРЪ МИРЪ
Cлайд 7
ВОЙНА И МИРЪ ВОЙНА И МIРЪ МiРЪ - вселенная; одна изъ земель вселенной; наша земля, земной шаръ, светъ; все люди, весь светъ, родъ человеческий; община, общество крестьянъ; сходка. В. Даль
Cлайд 8
МiРЪ – вселенная, весь свет, все люди; крестьянская община МИРЪ – отсутствие войны, согласие, тишина, покой противостояние войны и мира (антитеза) война вторгается в жизнь мира участие в войне крестьянского мира
Cлайд 9
Художественные особенности романа
Cлайд 10
Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн. О ЖАНРЕ
Cлайд 11
РОМАН - ЭПОПЕЯ ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации. Для эпопеи характерны: широкий географический охват отражение жизни и быта всех слоев общества народность содержания
Cлайд 12
Картины истории Шенграбенское сражение, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение Общественная и политическая жизнь Массонство, деятельность Сперанского, первые организации декабристов Огромные пространства Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино
Cлайд 13
« В романе принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические » С. Бочаров Изображение жизни всех слоев общества Дворянство, чиновники, армия, крестьяне Широкая панорама бытовых сцен Балы, приемы, обеды, охота, посещение театра и т.д.
Cлайд 14
ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА I том 1805 год II том 1806-1811гг III том 1812 год IV том 1812-1813гг Эпилог 1820 год
Cлайд 15
«Каждый исторический факт надо объяснять человечески» Л. Н. Толстой Для историка ... есть герои; для художника ... должны быть люди. Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Но художник ... должен руководствоваться, как и историк, историческими материалами. «Предмет истории есть жизнь народов и человечества … Движение народов производят не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех людей, принимающих участие в событии …» Л. Н. Толстой «Война и мир»
Cлайд 16
Своеобразие художественных приемов
Cлайд 17
Принцип сопоставления и противопоставления САЛОН А. П. ШЕРЕР ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ
Cлайд 18
ПРИНЦИП СЕМЕЙСТВЕННОСТИ
Cлайд 19
«ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость». Л.Н. Толстой