Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита» Джулан Л.В. – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г. Выборга
Cлайд 2
Цель презентации: показать, как самостоятельное в определенном смысле произведение, посвященное ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности. Мало того, роман, принадлежащий перу Мастера, — это тот стержень, на котором держится все произведение; показать, что портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица; через сопоставление образов данных героев рассмотреть проблему милосердия и справедливости; обозначить основные проблемы романа.
Cлайд 3
Задачи: сравнить образы данных героев; выяснить, кто из них духовно сильнее; проследить, как под влиянием Иешуа меняется характер Понтия Пилата.
Cлайд 4
Композиция романа Роман в романе Переплетение двух пластов Роман М.А.Булгакова Роман Мастера – стержень, на котором держитися всё произведение Библейский 1 век н.э Современность Булгакова 20-30-ые годы ХХ века
Cлайд 5
Три плана романа События романа разворачиваются в трех философско-временных планах – в реальном настоящем, в фантастическом и в историческом. Каждый из этих временных пластов взаимосвязан с другим посредством героев, знаков, символов, событий и др. Общее у всех трех планов – философский подтекст. Каждый из пластов раскрывает с определенной позиции основные морально-нравственные, вечные проблемы романа. Реальный Фантастический (Перемещение во времени и пространстве) Исторический
Cлайд 6
Основные проблемы романа Роман многопроблемен: Какова судьба вечных человеческих ценностей? Какие силы формируют человека и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения: стечение обстоятельств ряд случайностей предопределение следование избранным целям
Cлайд 7
Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте «Фауст»
Cлайд 8
Понтий Пилат Ключевой герой романа. Жестокий прокуратор Иудеи, обладающий неограничен ной властью, бес страшный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое Копье». Символичны цвета одежды Пилата: он вышел "в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого" "в белом плаще с кровавым подбоем". Само сочетание белого (цвет чистоты и невинности) и кроваво-красного цвета уже воспринимается как трагическое предзнаменование.
Cлайд 9
Иешу а Га-Ноцри — один из ключевых героев романа, бродя чий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся перед глазами владыки. Иешуа — еврейское произношение библейского имени Иисус. Га-Ноцри, по одной версии, считают производным от названия города Назарет. Прототипом образа Иешуа Га-Ноцри послужил Иисус Христос, однако имеются многочисленные отличия Иешуа от евангельского Христа. Мастер ведет речь не о Божь ем сыне, его герой — простой человек. Иешуа Га-Ноцри
Cлайд 10
Проблемный вопрос: Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га- Ноцри?
Cлайд 11
Понтий Пилат: «Что такое истина?» Иешуа: «Истина в том, что у тебя болит голова». Что такое истина? Боится ли Иешуа Понтия Пилата?
Cлайд 12
Сила убеждения Иешуа «злых людей на свете нет» « перерезать волосок может лишь тот, кто подвесил» «всякая власть является насилием над людьми и наста нет время, когда … человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Не отступает от истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова.
Cлайд 13
Пилат – жертва или обвинитель? У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа. В душе Понтий Пилат осознаёт, что Иешуа невиновен. «... В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: Игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел… Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри ... прокуратор не утверждает».
Cлайд 14
Почему же Пилат приговаривает Иешуа к смерти? «Или ты думаешь, что я готов занять твоё место?» Пилат внутренне несвобо ден. Будучи смелым воином на поле боя, он трус тогда, когда дело касается кесаря, власти. Поэтому он предаёт Иешуа. понимает, что вместе с гибелью философа настанет и его собственная –только нравственная. «ПОГИБЛИ!» Понтий Пилат: «Я твоих мыслей не разделяю!..»
Cлайд 15
Понтий Пилат и Афраний Пилат: «Не пытался ли он проповедовать что-либо в присут ствии солдат?» Афраний: «Нет, игемон, он не был многословен на этот раз. Един ственное, что он сказал, это что в числе человеческих поро ков одним из самых главных он считает трусость».
Левий Матвей Бывший сборщик податей, единственный ученик Иешуа Га-Ноцри. После казни Иешуа мечтает о смерти как об отдыхе. На предложение Пилата служить ему отвечает: «Нет, потому что ты будешь меня бояться. Тебе не очень-то легко будет смотреть в лицо мне после того, как ты его убил». Левий Матвей действительно достойный ученик Иешуа.
Cлайд 18
Наказание в романе За своё малодушие Понтий Пилат наказан. Предав Иешуа, он лишается покоя, и получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, «более всего в мире он ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу». «Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но, когда приходит полная луна, … его терзает бессонница». Но эти страдания не становятся для него искуплением.
Cлайд 19
Милосердное прощение Только сверхчеловеческая сила любви даёт ему милосердное прощение. Неслучайно Воланд обращается к Маргарите, сострадающей Пилату, сидящему в своём вечном каменном кресле: «Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремился разговаривать». Справедливость, в представлении Булгакова, не сводится к наказанию, она не может существовать без милосердия.
Cлайд 20
Милосердное прощение Понтий Пилат получает освобождение и прощение, и вместе с Иешуа он, беседуя, уходит по лунной дороге. Идея прощения и милосердия, связанная с образом Пилата, — одна из центральных в романе "Мастер и Маргарита": «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».
Cлайд 21
Внутренняя свобода и несвобода человека Самой важной представляется Булгакову проблема свободы и несвободы человеческой личности. В. В. Химич отмечает, что “решение Булгакова художественно представлено развертывающейся в произведении картиной психологического проживания Пилатом внутреннего движения от несвободы к свободе. Пилат «утренний владеет над личностной истиной, его несвобода, отчетливо не осознаваемая им, словно отмечена трагическим знаком и на внешнем облике его и типе как бы насильственной внесённости в мир, который его отторгает». Писатель отмечает «кровавый подбой» плаща Пилата и его «шаркающую походку». Булгаков собирает из отдельных штрихов психологический портрет человека, уничтоженного несвободой.
Cлайд 22
Добро и зло в романе Писатель показал, что противоречия Понтия Пилата проявляются в каждой ситуации по-разному. Он каждый раз обнаруживает себя с неожиданной стороны. На протяжении «исторической» части романа Понтий Пилат показан носителем практического разума. Нравственность в нем подавлена злым началом. Иешуа Га-Ноцри олицетворяет собой торжество морального закона. Именно он разбудил в Пилате доброе начало. И это добро побуждает Пилата принять душевное участие в судьбе бродячего философа. В романе происходит разложение образа Понтия - диктатора и превращение его в страдающую личность.
Cлайд 23
Вывод: В романе Мастера решаются проблемы: Что такое истина? Человек и власть. Внутренняя свобода и несвобода человека. Добро и зло, их вечное противостояние и борьба. Верность и предательство. Милосердие и всепрощение.
Cлайд 24
Источники Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М.: Художественная литература, 1990. Боборыкин В. Г. М. А. Булгаков.- М.: Просвещение,1991 Лакшин В. Я. Мир Булгакова.- М.: Художественная литература, 1989. Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерк творческой истории. — М., 1991. Соколов Б. В. Энциклопедия булгаковская. — М., 1997. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М., 1988. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. - М.: Языки славянской культуры. 2001. Мастер и Маргарита. Материал из Википедии . - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B8_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0 Образ Понтия Пилата: наказание за трусость. - http://masterimargo.ru/pontiy-2.html Образ Понтия Пилата: наказание за трусость (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». - http://lit-helper.com/p_Obraz_Pontiya_Pilata_nakazanie_za_trusost-_Po_romanu_M__A__Bulgakova_Master_i_Margarita Понтий Пилат. Булгаковская энциклопедия. http://www.bulgakov.ru/p/pilat/3/ Тема добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова. - http://profobr73.ru/master-i-margarita-sochineniya/5826-tema-dobra-i-zla-v-romane-master-i-margarita-m-bulgakova Троемирие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». - http://www.tutoronline.ru/blog/troemirie-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita
Cлайд 25
Использованные изображения http://1abzac.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%B8-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0.jpg – разворот романа. http://i1.fastpic.ru/big/2009/1207/7e/741427236aac9a922eb34683491d367e.jpeg - Понтий Пилат http://old.mirf.ru/Articles/21/4300/bezrukov.jpg - Иешуа Га-Ноцри http://news.newru.org/news/nestarejushhaja_klassika/2014-10-05-807- Иешуа на допросе у Пилата http://ic.pics.livejournal.com/m_bobrovskaya/17246577/91352/91352_original.jpg - Пилат и Афраний http://old.mirf.ru/Articles/21/4300/strugachev.jpg - Левий Матвей http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/91682_fotoproekt-master-i-margarita - лунная дорожка