Презентация «Жизнь детей в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» и картинах В.Перова и И.Репина». Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 им. Г.В.Кравченко» г.Вуктыла Лацыба Тамара Ивановна.
Cлайд 2
Владимир Галактионович Короленко. (1853 – 1921) Современники называли его «нравственным гением», праведником русской литературы. Будущий писатель мечтал стать адвокатом, чтобы защищать обездоленных.
Cлайд 3
Нравственный – обладающий духовными и душевными качествами, необходимыми человеку в обществе; соблюдающий правила поведения в обществе. (Духовные – относящиеся к умственной деятельности, области духа. Душевные – полные искреннего дружелюбия). Гений – человек, обладающий высшей творческой способностью. Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, основанных на правде, справедливости.
Cлайд 4
Урок 2. В.Г. Короленко «В дурном обществе». Развалины и их обитатели. Подземелье и «дурное общество».
Cлайд 5
- Что во внешности героев особенно заметно? - Почему дети грустят? - О чём они задумались? Как вы думаете, какие взаимоотношения существуют между братом и сестрой? (Подберите определения, характеризующие Валека и Марусю).
Cлайд 6
В.Перов «Спящие дети». - Почему дети спят в таком мрачном помещении? - Как вы себе представляете жизнь без дома? - Как вы думаете, каким трудом занимались они днём? - Что можно предположить о их родителях? - Как живут эти дети?
Cлайд 7
Жизненная правда отражена на полотне художника В. Перова «Спящие дети». Обыкновенные босоногие ребятишки спят на соломе в каком-то старом сарае. Автор любуется запрокинутой головкой девочки. Мальчик весь остаётся в тени. Одетые в лохмотья, спят не дома – На белом свете, видимо, одни. Иван Есаулов.
Cлайд 8
-Какие чувства испытываем мы, глядя на эту картину? -Опишите внешний вид героини картины. -О чём говорит её выражение лица, опущенные плечи и руки? -Что она держит в руках? -Как живётся этой девочке? -Как бы вы поступили, если бы однажды встретили такую девочку? И.Репин «Нищая».
Cлайд 9
Пронзительная правда отражена в картине И.Е.Репина «Нищая». Героиня шла просить милостыню, её остановил человек и сказал, что хочет написать её портрет. Ни протеста, ни заинтересованности нет в её лице; только лёгкая досада и безнадёжность. Как сорняки под ногами, она существует в этой жизни, покорно принимая удары судьбы на свои маленькие плечи и не ожидая сострадания от людей.
Cлайд 10
-Опишите взгляд и позу героя. -Давайте подумаем, от кого и почему ему нужно защищаться? -Почему рядом с мальчиком стоит глиняный кувшин? -Какой путь предстоит проделать герою? -Можно ли относиться плохо к этому мальчику? В.Перов «Мальчик, готовящийся к драке».
Cлайд 11
Герой картины В.Перова «Мальчик, готовящийся к драке» не готовится напасть, он готовится к защите. Ему страшно, но выхода нет.
Cлайд 12
- Хотели бы быть счастливыми герои этих репродукций? Лев Толстой считал, что счастлив тот, кто счастлив дома. -А вы как считаете, когда человек счастлив?