X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Cтилистика поможет

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Cтилистика поможет

Скачать эту презентацию

Cлайд 1
Правильно ли мы говорим? Правильно ли мы говорим?
Cлайд 2
Семененко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы Невельской... Семененко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы Невельской ООШ 2009
Cлайд 3
Цель: Роль стилистики как науки. Повышение уровня речевой культуры. Применени... Цель: Роль стилистики как науки. Повышение уровня речевой культуры. Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Любить родной русский язык. Уметь: Осуществлять речевой контроль. Редактировать текст. Создавать устные и письменные монологи- ческие и диалогические высказывания. Выразительно читать и рассказывать.
Cлайд 4
«А как речь-то говорит, словно реченька журчит». (А.Пушкин) Наука, которая из... «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». (А.Пушкин) Наука, которая изучает стили речи и употребление в них языковых средств.
Cлайд 5
Это стилистически неправильная речь. Это стилистически неправильная речь.
Cлайд 6
Речь ясная и выразительная, логически стройная и убедительная, чистая и живая... Речь ясная и выразительная, логически стройная и убедительная, чистая и живая, понятная и интересная. Правильность речи – это основа рече- вой культуры, то есть умения владеть язы- ковыми нормами и использовать вырази- тельные средства языка.
Cлайд 7
Сильное кино А.Барто …И вот брат начал свой рассказ: -Они ползут, А он им – р... Сильное кино А.Барто …И вот брат начал свой рассказ: -Они ползут, А он им – раз! А тут как раз Она ползла, А он как даст ему Со зла! Она им – раз! Они ей – раз! Но тут как раз Её он спас, Он был с ней заодно. Ух, сильное кино!
Cлайд 8
Что вы можете сказать о «рассказчике»? Какие слова-сорняки мешают нормаль- но... Что вы можете сказать о «рассказчике»? Какие слова-сорняки мешают нормаль- ной речи незадачливого «героя»? Могла ли сестра понять содержание фильма? А вы поняли?
Cлайд 9
Найдите и исправьте 8 стилистических ошибок в рассказе ученика. «В одном…этом... Найдите и исправьте 8 стилистических ошибок в рассказе ученика. «В одном…этом, как его…ну…поме- стье жил один помещик Троекуров. Троекуров был здорово богатый, и он никого не слушал, он всё делал так, как ему хотелось, и все его боя- лись…»
Cлайд 10
1. В одном из своих поместий (или имений). 2. Жил барин (избавимся от повтора... 1. В одном из своих поместий (или имений). 2. Жил барин (избавимся от повтора поместье, помещик). 3. »Один помещик» лишнее один. 4. Слова этот, как его, ну – сорняки. 5. У фамилии Троекуров есть синонимы: Кирила Петрович, он, этот барин. 6. Здорово богатый – просторечие. Надо сказать: очень богатый. 7. Первый союз и не на месте. Выбросить 2-е он. 8. Самодур – характеристика помещика.
Cлайд 11
« В одном…этом, как его…ну…поместье жил один помещик Троекуров. Троекуров был... « В одном…этом, как его…ну…поместье жил один помещик Троекуров. Троекуров был здорово богатый, и он никого не слушал, он всё делал так, как ему хоте- лось, и все его боялись…» «В одном из своих имений жил помещик Троекуров. Это был богатый самодур, которого все боялись».
Cлайд 12
Кто такой редактор? Редактор исправляет, улучшает стиль текста книги, статьи.... Кто такой редактор? Редактор исправляет, улучшает стиль текста книги, статьи. (Редактировать – проверять и исправлять текст.) 1. Воздвигнута поражающая своим великоле- пием овощная база. 2. Мы с сестрой громом аплодисментов встре- тили бабушку. 3. Поведением Кости была возмущена вся об- щественность класса.
Cлайд 13
1. Построена большая овощная база. 2. Мы с сестрой радостно встретили бабушку... 1. Построена большая овощная база. 2. Мы с сестрой радостно встретили бабушку. 3. Класс был возмущён поведением Кости.
Cлайд 14
Повторение на коротких отрезках текста одних и тех же слов, выбор неточного с... Повторение на коротких отрезках текста одних и тех же слов, выбор неточного слова из двух или нескольких близких по смыслу, небрежность в построении высказы- вания – всё это принято относить к стилистическим ошибкам.
Cлайд 15
1. Мы поражались его поразитель- ной памяти. 2. Ближайшего соперника он обо- ... 1. Мы поражались его поразитель- ной памяти. 2. Ближайшего соперника он обо- гнал, но остальных обогнать ему не удалось. 3. Сначала появился лесник, а вскоре появились и все наши ребя- та.
Cлайд 16
1. Мы удивлялись его поразитель- ной памяти. (Ещё варианты?) 2. Ближайшего со... 1. Мы удивлялись его поразитель- ной памяти. (Ещё варианты?) 2. Ближайшего соперника он обо- гнал, но остальных опередить ему не удалось. 3. Сначала появился лесник, а вскоре – и все наши ребята.
Cлайд 17
Опасность, которую таят в себе стилистические ошибки, - это бедность, невыраз... Опасность, которую таят в себе стилистические ошибки, - это бедность, невыразитель- ность речи. Но они могут также вести к неясности, двусмысленности или же попросту искажать смысл сказанного или написанного: Вдали зеленеют купоросы (вместо кипарисы).
Cлайд 18
Из стихотворения «Рассказ школьного портфе-ля» (Ю.Тимянский). «Колидор», «дил... Из стихотворения «Рассказ школьного портфе-ля» (Ю.Тимянский). «Колидор», «дилектор»,«магазин», «стаканы», «секёт свеклу», «пекёт блины», «портфель».
Cлайд 19
Как правильно? Почему этот Петя так говорит? От незнания норм литературного я... Как правильно? Почему этот Петя так говорит? От незнания норм литературного языка или в результате небрежного отношения к слову?
Cлайд 20
Физкультминутка «Правильно – неправильно» Физкультминутка «Правильно – неправильно»
Cлайд 21
коридор табурет звонит клади (а не ложи!) красивее повесить свёкла печёт, сеч... коридор табурет звонит клади (а не ложи!) красивее повесить свёкла печёт, сечёт средства обеспечение копировать фанера, шинель
Cлайд 22
Опасность, грозящая языку,- это искажение слов в результате невежества, невер... Опасность, грозящая языку,- это искажение слов в результате невежества, неверного их упо- требления, неправильного ударения и произно- шения. Искалеченные таким образом слова засоряют язык. Важнейшее требование стилистики –правиль- ность, точность и ясность, т.е.полное соответст- вие слов тем понятиям, которые вы должны вы- разить.
Cлайд 23
Лаконизм (краткость, сжатость речи) «Краткость – сестра таланта». (А.Чехов) П... Лаконизм (краткость, сжатость речи) «Краткость – сестра таланта». (А.Чехов) Плеоназм (лишние слова) На горизонте появились ледяные айсберги.
Cлайд 24
Найдите лишние слова. 1.Муму очень сильно привязалась к Герасиму. 2.Караван д... Найдите лишние слова. 1.Муму очень сильно привязалась к Герасиму. 2.Караван двигался по песчаным барханам. 3.Мы вновь возобновили с ними переписку. 4.Я не успел закончить до конца эту работу. 5.Моя автобиография уместилась на страничке. 6.Всадники уже приближались ближе к дерев- не. 7.На Камчатке много горячих гейзеров.
Cлайд 25
1.Сильно 2.Песчаным 3.Вновь 4.До конца 5.Моя 6.Ближе 7.Горячих 1.Сильно 2.Песчаным 3.Вновь 4.До конца 5.Моя 6.Ближе 7.Горячих
Cлайд 26
Индивидуальная работа Индивидуальная работа
Cлайд 27
Для домашней работы 1. Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень. 2. В зоопар... Для домашней работы 1. Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень. 2. В зоопарке мы видели весело перелетающих с ветки на ветку различных птиц, обезьян, бе- лок, львов и других хищников. 3. Рыбаки возвращались домой с богатым уло- вом. Они поймали семь окуней, пять караси- ков, четыре плотвички, маленького щенка и много разных других рыбок помельче.
Cлайд 28
Чем стилистика поможет? Какова роль стилистики? Помогла ли вам эта наука? Пра... Чем стилистика поможет? Какова роль стилистики? Помогла ли вам эта наука? Правильно ли мы говорим? В чём нравственная роль стилистики?
Cлайд 29
Cлайд 30
Что значит «беречь» язык? От кого или от чего? Разве у языка есть враги и ему... Что значит «беречь» язык? От кого или от чего? Разве у языка есть враги и ему грозят какие-то опасности?
Cлайд 31
И.С.Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это... И.С.Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… »
Cлайд 32
Берегите его ! не портите! не искажайте ! не засоряйте грубыми словами и штам... Берегите его ! не портите! не искажайте ! не засоряйте грубыми словами и штампами ! наш язык – великое сокровище народа !
Cлайд 33
Избранное из книги «Песнь души» (стихи учащихся Невельской школы) Избранное из книги «Песнь души» (стихи учащихся Невельской школы)
Cлайд 34
«Берегите речь родную…» «Не забывайте обо мне! О речи правильной, хорошей…» «... «Берегите речь родную…» «Не забывайте обо мне! О речи правильной, хорошей…» «Россия моя самая лучшая! И язык в ней самый родной!.. » А.Спиридонова «Русский язык любим, Его навсегда сохраним!..» «Россия, русское слово! Как это нам, знакомо!» А.Матвеева
Cлайд 35
«Сохраним, сбережём и взлелеем тебя, Наша русская речь дорогая!..» И.Сандрига... «Сохраним, сбережём и взлелеем тебя, Наша русская речь дорогая!..» И.Сандригайло «Русская речь – это наше богатство! Сколько красивых есть русских слов!..» «О русская речь, мы достойны тебя! Спасём нашу речь от любого огня!» О.Дроздова «Да разве можно Не любить родной язык!..» Л.Гончарова
Cлайд 36
«Русский язык знают везде, Даже в самой далёкой стране! На всю Россию славитс... «Русский язык знают везде, Даже в самой далёкой стране! На всю Россию славится он. Он – наш отец, а Земля – наш дом! На Земле мы живём, По-русски говорим, Наш русский язык Навсегда сохраним! Мы не забудем его никогда, Он нам поможет везде и всегда!» А.Матвеева
Cлайд 37
Д.С.Лихачёв: «…Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни... Д.С.Лихачёв: «…Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
Cлайд 38
Нам Стилистика нужна! И для нас она важна! Всех Стилистика научит, Правильнос... Нам Стилистика нужна! И для нас она важна! Всех Стилистика научит, Правильности речи учит! Л.Семененко
Cлайд 39
Cлайд 40
Cлайд 41
Скачать эту презентацию
Наверх