Литература XXVII века Курс лекций Гильмулиной Е.А.
Cлайд 2
Основные течения в литературе XVII в. Концепция мира и человека в искусстве классицизма и барокко. Классицизм – значение термина, эстетика классицизма, основной конфликт. Искусство барокко, жанр, стиль.
Cлайд 3
Литература Франции Франция в XVII столетии самая могущественная страна в Западной Европе. Из трех стилевых направлений, которые господствовали в западноевропейской литературе XVII в., во Франции восторжествовал классицизм. Классицизм достиг своего высшего совершенства.
Cлайд 4
Французские классицисты сумели сочетать опыт античной литературы с национальными традициями своего народа. Традиции ренессансного реализма XVI в. были продолжены в художественной прозе, главным образом в романе. Философская основа художественного метода классицизма нашла подтверждение в философии Декарта и Пьера Гассенди. Декарт – основатель рационализма. Разум становился единственным источником истины.
Cлайд 5
Основные принципы классицизма Рационализм – главенствующее качество классицистического искусства. Требование соблюдения художественных законов античности. Заимствование у Аристотеля принципа правдивого изображения действительности. Глубочайшие реалистические прозрения классицистов в области психологии человека. Великие мастера-классицисты достигли вершин искусства многогранно изображая господствующую черту характера человека.
Cлайд 6
Краеугольный камень теории классицизма – учение о вечности, абсолютности идеала прекрасного. Строгие правила необходимые художнику-классицисту: - строго регламентированная иерархия литературных жанров (эпопеи, трагедии, комедии и др.), - установление точных границ каждого жанра, его особенностей, приличествующий каждому жанру язык и герои.
Cлайд 7
Для трагедии – возвышенный, патетический язык, возвышенные чувства, героические личности. Для комедии – сниженно бытовые персонажи, просторечие и т.д. Учение о разуме как важнейшем критерии художественной правды и прекрасного в искусстве. Учение о воспитательной роли искусства.
Cлайд 8
Корнель (1606-1684) Пьер Корнель родился в Руане 6 июля 1606 г. Корнель «Создал школу величия души», - писал Вольтер. Создатель трагедии «Сид», открывшей собой славную историю французского национального театра. Необыкновенная слава пьесы. Крылатое выражение: «Прекрасно как Сид».
Cлайд 9
Трагедия «Сид». В качестве источника Корнель использовал пьесу испанского драматурга Гильена де Кастро о юности и подвигах Сида.
Cлайд 10
Трагедии «Гораций», «Цинна». Корнель – первый основатель французской комедии характеров. Комедия характеров «Лжец» Корнеля. «Лжец» послужил творческим импульсом, который дал таланту Мольера верное направление.
Cлайд 11
Жан Расин (1639-1699) Постановка трагедии «Андромаха» (1677). Корнелю было тогда 61 г., Расину -28. Современник Корнеля и Расина Лабрюйер писал: «Корнель нас подчиняет своим характерам, своим идеям. Расин роднит их с нашими. Тот рисует людей такими, какие они должны быть, этот – такими, какие они есть… Один возвышает, дивит, господствует, учит; другой нравится, волнует, трогает… Корнель поучителен, Расин человечен, один подражал Софоклу, второй более обязан Еврипиду».
Cлайд 12
Трагедия Расина «Федра» раскрывает картину нравственного разлада личности. Политические трагедии: «Британник», «Баязет», «Аталия». Темы политических трагедий – пороки деспотизма, злоупотребление властью. Расин противопоставил личность государству и встал на сторону личности.
Cлайд 13
Мольер (1622-1673) Создатель национальной французской комедии. Специфика комического. Понятие «высокой комедии». Эстетические взгляды Мольера. Комедия «Смешные жеманницы» «Тартюф» (1665) , «Дон Жуан» (1665) «Мещанин во дворянстве» (1670).
Cлайд 14
Классицистическая проза. Лафонтен Басни. Сказки и стихотворные новеллы. Дух жизнерадостной простоты человеческих отношений и чувственности.