Метрика стиха Практикум по определению стихотворных размеров Светлана Тимофеевна Лапшина
Cлайд 2
Метрика – учение о стихотворных размерах Тоническая система стихосложения Силлабическая система стихосложения Силлабо-тоническая система стихосложения
Cлайд 3
Тоническая система Фольклор Важно только равное количество ударений отсутствуют рифмы
Cлайд 4
Силлабическая система Важно только количество слогов но Рифма тоже есть (поэзия Антиоха Кантемира сотоварищи)
Cлайд 5
Силлабо-тоническая система Придумана для русского стихосложения М.В. Ломоноcовым и В.К. Тредиаковским в XVIII веке Существует и по сей день
Cлайд 6
Двусложные размеры Хорей- (греч. Choreios, буквально - плясовой) Стихотворный метр с сильными местами на нечётных - 1, 3, 5 - слогах стиха Буря мглою небо кроет
Cлайд 7
Ямб – (jambos) стихотворный метр с сильными слогами на чётных - 2,4,6 … слогах стиха Слова бывают разные
Cлайд 8
В двусложном размере бывают Пиррихий – (pyrricheos) облегчённая стопа из двух безударных слогов Отво - рите мне темницу Спондей - (spondeios) утяжелённая стопа из двух ударных слогов Ночь. У - лица. Фонарь. Аптека
Cлайд 9
Трёхсложные размеры стиха Дактиль – (греч. Daktylos, буквально -палец) – стихотворный метр с ударением на первом слоге 3-сложной стопы Тучки небесные, вечные странники
Cлайд 10
Амфибрахий – (греч. аmphibrachys, буквально – с обеих сторон краткий) в трёхсложной стопе ударение на втором слоге Не ветер бушует над бором
Cлайд 11
Анапест – (греч. аnapaistos, буквально – отражённый назад ) в трёхсложной стопе ударение на третьем слоге я тебе ничего не скажу
Cлайд 12
Четырёхсложные размеры В зависимости от места ударения они делятся на Первый пеон (ма-лень-ка-я) Второй пеон (фо-на-ри-ки) Третий пеон (Ли-за-ве-та) Четвёртый пеон (пе-ре-вер-ни)
Cлайд 13
пятисложники Пентон №1 (по месту ударения) Пентон №2 Пентон №3 Как сходилися, собиралися Пентон №4 Пентон №5
Cлайд 14
Дольник (паузник) Переходный размер от силлабо-тонического к тоническому (популярный с XX века), в котором при равном количестве ударений безударные интервалы могут быть как в один, так и в два слога Вечером синим, вечером лунным - 2 – 1 – 2 - 1
Cлайд 15
Тактовик (акцентник) Количество ударений в строке одинаковое Рифма несёт дополнительную организацию стиха Спокойно трубку докурил до конца 1 – 1- 3 – 2 – (примеры – у В. Маяковского)
Как ныне сбирается вещий Олег Золото, золото падает с неба Поживёшь и попразднуешь вволю Любви, надежды, тихой славы Ветер по морю гуляет Полумилорд, полукупец Цветочная проснулась ваза
Cлайд 18
Четырёхстопный ямб мне надоел. Им пишет всякий. Мальчикам в забаву пора б его оставить… Ведь рифмы запросто со мной живут. Две придут сами, третью приведут