Литературное чтение Урок 47 Автор: учитель начальных классов Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова Любовь Григорьевна
Cлайд 2
Тема. И. Никитин. «Встреча зимы». Я. Аким. «Первый снег». Цель: способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса; прививать любовь к прекрасному — поэзии; совершенствовать технику чтения, выразительность; познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Никитина в доступной форме; воспитывать любовь к природе.
Cлайд 3
Игра «Собери пословицу». Наука в лес не ведет, а незнайка на печи лежит. Знайка по дорожке бежит, стыдно не учиться. Не стыдно не знать, а из лесу выводит. Что можешь сделать сегодня, где сила без ума. Плохи дела, а руки. Не печь кормит, не откладывай на завтра.
Cлайд 4
Чтение и обсуждение стихотворения А. Кузнецовой «Времена года». Придумала мать дочерям имена: Вот — Лето и Осень. Зима и Весна. Приходит Весна — зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса. А Лето пришло — все под солнцем цветет, И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды — Дают урожаи поля и сады. Зима засыпает снегом поля. Зимой отдыхает и дремлет земля. О каких дочерях идет речь в стихотворении? Чем хороша каждая из них? Какое время года вам больше нравится? Почему? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Cлайд 5
Создание эмоционального фона урока. Чтение учащимися «цепочкой» стихотворения С. Маршака «Белая страница». Это — снежная страница. Вот прошла по ней лисица, Заметая след хвостом. Тут вприпрыжку по странице В ясный день гуляли птицы, Оставляя след крестом. Здесь проехали полозья — И сверкает на морозе Серебристый гладкий след. Там на утренней пороше Отпечатались галоши,— Это бродят внук и дед. Цепь следов на снежной глади Остается, как строка В чистой, новенькой тетради Первого ученика. О каком времени года говорится в стихотворении?
Cлайд 6
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА Мы начинаем изучать большую тему «Здравствуй, гостья зима!..» Сегодня у нас урок поэзии, будем читать стихотворения о зиме Я. Акима. И. Никитина.
Cлайд 7
ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Беседа. Какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы. Что вы можете рассказать о зиме?
Cлайд 8
Комбинированное чтение стихотворения И. Никитина «Встреча зимы». Я прочитаю начало стихотворения, а далее вы будете читать по учебнику, так как в учебнике дан только отрывок. Веял холод в лицо От угрюмых небес, И, бог знает о чем, Плакал сумрачный лес. Поутру вчера дождь В стекла окон стучал, Над землею туман Облаками вставал. (Далее учащиеся читают по учебнику.)
Cлайд 9
продолжение ...Словно рад он чему,— И на ветках берез, Как алмазы, горят Капли сдержанных слез. Здравствуй, гостья зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас,— Где угодно гуляй, Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать,- Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит! Искони уж таков Православный народ. Летом, смотришь, жара — В полушубке идет; Жгучий холод пахнул,— Все равно для него: По колени в снегу, Говорит: «Ничего!»
Cлайд 10
продолжение В чистом поле метель И крутит, и мутит,— Наш степной мужичок Едет в санках, кряхтит: «Ну соколики, ну! Выносите, дружки!» Сам сидит и поет: «Не белы-то снежки!» Да и нам ли подчас Смерть не встретить шутя, Если к бурям у нас Привыкает дитя? Когда мать в колыбель На ночь сына кладет, Под окном для него Песни вьюга поет. И разгул непогод С ранних лет ему люб, И растет богатырь, Что под бурями дуб. Рассыпай же, зима, До весны золотой Серебро по полям Нашей Руси святой! И случится ли к нам Гость незваный придет И за наше добро С нами спор заведет — Уж прими его ты На сторонке чужой, Хмельный пир приготовь, Гостю песню пропой; Для постели ему Белый пух припаси И метелью засыпь Его след на Руси!
Cлайд 11
Сообщение учителя. Так о встрече зимы мог написать человек, горячо любящий природу, знаю щий ее тайны. Иван Саввич Никитин родился почти 180 лет назад (осенью 1824 г.) в семье Саввы Никитина, воронежского мещанина. С ранних лет будущий поэт подружился с природой. Дом его отца стоял в живописном месте. В душу ребенка навсегда вошла с той поры несказанная прелесть родных воронежских пейзажей. Никитин всего несколько лет учился в школе. Закончить образование ему не удалось — надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он много читал и еще в школе стал писать стихи. В своих стихах И. Никитин правдиво и ярко рассказал о жизни трудового народа в России, о труженике-пахаре. Особенно хорошо Никитин описывал природу. Мы в этом убедились, прочитав его стихотворение «Встреча зимы».
Cлайд 12
Повторное чтение учащимися отрывка стихотворения «Встреча зимы» шепотом. Беседа. Как в первом четверостишии поэт называет снег? С чем он его сравнивает? Каков воздух? Что сказано о снеге в третьем четверостишии? Почему лес смотрит весело на поля?
Cлайд 13
Физкультминутка «Снежинки». Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок — Получается снежок. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли.
Cлайд 14
Стихотворение Елены Трутневой «Первый снег». Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел За моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил. Какое заглавие вы придумаете к нему? Елена Трутнева так и назвала его — «Первый снег».
Cлайд 15
Жужжащее» чтение учащимися стихотворения Я. Акима «Первый снег» Прочитайте, как поэт рассказывает о первом снеге. Лексическая работа по учебнику. Какие еще слова непонятны? Салазки — санки. Беседа. Что принес с собой первый снег? О чем мечтают дети, когда начинает падать первый снег? А еще на чем вы любите кататься зимой? В какие игры играете зимой? Как развлекаетесь? Какое настроение выражено в стихотворении?
Cлайд 16
ИТОГ УРОКА Какую большую тему начали изучать? О чем узнали из прочитанных стихотворений? Какое из них особенно понравилось? Почему?