Цели: учить детей анализировать текст; обучать сравнивать тексты. -создать условия для развития внимания, памяти, воображения, критического мышления
Cлайд 2
- воспитывать любовь и уважение к матери, к учителю, интерес к учёбе. - учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы; Тип урока: работа с художественным текстом.
Cлайд 3
Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, кластер, синквейн.
Cлайд 4
Чтение без размышления – пустое занятие.
Cлайд 5
Ра – ра – ра – идёт в школу детвора. Рок – рок - рок – начинается урок. Ры – ры – ры – в классе много детворы. Ру – ру – ру – мы затеяли игру.
Cлайд 6
Мир освещается солнцем, а человек знанием. Кто много читает, тот много знает. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Cлайд 7
Родился и провёл детские годы в Воронеже. Отец работал на железной дороге машинистом, слесарем, мать – домохозяйка. Он поступает в церковно-приходскую школу, затем учится в городской 4-классной школе, работает помощником машиниста на локомобиле, литейщиком на трубочном заводе, в воронежских мастерских. Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Он пишет о суровой действительности которой живёт простой человек. Для детей он написал рассказы «Неизвестный цветок», «Корова», «Сухой хлеб»и другие, вошедшие в сборник «Июльская гроза». Платонов умер 5 января 1951 в Москве. Имя писателя носят улица, библиотека, гимназия, литературная премия, электропоезд в Воронеже, установлен памятник.
Cлайд 8
Как называется произведение, с которым вы познакомились на прошлом уроке? К какому литературному жанру оно относится? Почему? О ком этот рассказ? Расскажите как Артём собирался в школу. Почему он не хотел туда идти? Чтение по ролям : диалог « Мама провожает сына в школу». Что вы можете рассказать об отношениях мамы и сына? Какой наказ дала мама Артёму? Какие чувства испытал мальчик и его мама? Чтение по заданию : Что приключилось с Артёмом по дороге в школу? Кого он увидел в школе?
Cлайд 9
-Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь дальше в этом рассказе? - Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом. - Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дал такое название рассказу, побеседуем и попробуем определить основную мысль рассказа.
Cлайд 10
Дерево предсказаний 1.Что будет дальше? 2.Чем закончится рассказ? 3.Что может произойти в рассказе с таким названием? 1ряд-1 вопрос 3 ряд– 3 вопрос 2 ряд-2 вопрос
Чтение учителем. Как мальчик вёл себя в классе? ( 1 остановка) Рассматривание иллюстрации на с. 141. Беседа - Кто на ней изображён? Где находятся герои? Что вы скажете о мальчике? Об учительнице? Чтение учениками по «цепочке». Учительница приводит Артёма к себе домой. ( 2 остановка) Самостоятельное «жужжащее» чтение . (3 фрагмент текста) Как Апполинария Николаевна заставила Артёма учиться. Научился ли Артём чему- нибудь в первый школьный день? Какие первые слова написал мальчик? Почему учительница дала для написания именно эти слова – «мама» и «Родина». Чем закончился рассказ?
Cлайд 13
Раз, два, прыгай, мячик. Раз, два, и мы поскачем. Мальчики и девочки Прыгают, как мячики.
Cлайд 14
Cлайд 15
Задание в парах. Составьте кластер – описание Артёма. Артём
Составить синквейн-описание мамы. Мама – её имя. 2 прилагательных - её описание 3 глагола- её действия Фраза по тексту из 3-4 слов. Слово-синоним, как вывод.
Cлайд 18
Мама – Евдокия Алексеевна. Заботливая, добрая, любящая. Провожает, беспокоится, радуется. _ Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет! Родная,
Cлайд 19
Как вы думаете, почему автор именно так закончил эту историю? Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось? Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа, что бы ты ответил?
Cлайд 20
с.139 – 143 выразительно читать. Напишите мини-сочинение (5-7 предложений) от лица Артёма или от лица других героев (автора, мамы, учительницы ) Не забудьте передать чувства и переживания героев.