Учитель : Светлана Тимофеевна Лапшина Н.С. Лесков «Человек на часах»
Cлайд 2
«Чтоб в человеке человеческое торжествовало…» Н.С Лесков
Cлайд 3
Рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах» впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1887 году (№ 4) под названием «Спасение погибавшего». В основе сюжета лежит реальный факт: об этом сообщает автор в первой главе, об этом же свидетельствуют мемуары тех лет. В рассказе действуют реальные исторические личности: Н.И. Миллер (генерал-лейтенант, директор Александровского лицея), С.А. Кокошкин (в 30-е годы петербургский обер-полицмейстер), подполковник Н.П. Свиньин. В сборнике «Повести и рассказы», изданном С.Н. Шубинским в 1887 году, рассказ «Человек на часах» по просьбе автора был напечатан вместе с другими рассказами «о праведниках».
Cлайд 4
Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895) «Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России». (Автор)
Cлайд 5
Сюжет Действие происходит в Петербурге зимой 1839 года. Рядовой Постников, нёсший службу на посту у Невы перед Зимним дворцом, слышит крики утопающего о помощи. Но он в карауле! После долгих колебаний солдат решается оставить пост и спасти человека. Проезжавший мимо офицер инвалидной команды забрал пострадавшего и объявил себя его спасителем, чтобы получить награду. Постникова же приговорили к наказанию розгами за нарушение караульного устава.
Cлайд 6
Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом? Каково значение слова анекдот”? Почему «анекдот» возник во время правления императора Николая I?
Cлайд 7
Император НИКОЛАЙ I При Николае I (Палкине) в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, обывательской, точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему. Но, оказывается, и тогда и теперь за невыполнение приказа, устава караульной службы, за оставление поста его ждало самое суровое наказание. Какое?
Cлайд 8
Что такое щпицрутены? Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий. В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году. Предварительно пруты - шпицрутены вымачивались в солёной воде.
Cлайд 9
Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста - восьмисот солдат, которые прутьями били по спине приговорённого.
Cлайд 10
В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни. Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов) за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов). В Российской армии шпицрутены были отменены 17 апреля 1863 года
Cлайд 11
Cлайд 12
Композиция рассказа “Человек на часах” Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341) Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (С.343) Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: что делать: спасать – не спасать?) – 4 глава Кульминация (решение спасти) – 5 глава (С.344) Развитие действия (гуманный капитан Миллер, карьерист подполковник Свиньин, хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14. (С.345-355) Развязка (солдат получает 200 розог, а обманщик-офицер – медаль) – 15-18.
Cлайд 13
Кто он - главный герой? Случайно ли автор даёт ему фамилию Постников”? В словаре В.И. Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост. Какие значения отражает фамилия героя? (И воинскую должность, и воздержание). Что за человек солдат Постников? Что говорит о нём автор-повествователь? Найдите и прочитайте в главе 4
Cлайд 14
Что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту , когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”? (приходил от криков, стонов “в оцепенение”, “ В ужасе оглядывался”, “…стал соображать, как спасти”.)
Cлайд 15
Внутренний конфликт – «искушение» Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает……так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей… …страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи… …помнит и службу, и присягу……ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки… …отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.
Cлайд 16
Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым: - спасти человека и нарушить воинскую присягу? - или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.
Cлайд 17
За что ругает Миллера Свиньин и какие чувства при этом испытывает? Почему Свиньин сам навещает в госпитале Постникова после наказания и почему дарит своему провинившемуся подчинённому подарки?
Cлайд 18
Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг? Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?
Cлайд 19
И все довольны? Постников понёс наказание, но остался доволен. Почему? Чем награждает Свиньин солдата ? Как принимает эту награду солдат?
Cлайд 20
Послесловие: мнение Владыки …наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе… Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас –подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг. … Воину перетерпеть за свой подвиг унижение и раны, может быть, гораздо полезнее, чем превозноситься знаком…
Cлайд 21
Из «Поучения Владимира Мономаха» мы помним рассуждения о том, как сложно следовать тем прекрасным и вечным заповедям любви к ближнему, милосердия и добра, о которых мы читаем в Священном Писании, рискуя своей жизнью, благополучием и карьерой.
Cлайд 22
В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»? Ведь Лесков называет героя не «караульным», не «солдатом», а именно «человеком» Механическое начало, точность, исполнительность часового механизма и та лёгкость, с которой действует механизм, для обычного человека оказываются во сто крат тяжелее
Cлайд 23
Каково отношение автора к произошедшему? «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него… Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа»”
Cлайд 24
Подведём итоги Продолжите предложения Автор осуждает… (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм) Автор доволен тем, что… (среди замуштрованных солдат живо ещё что-то человеческое)
Cлайд 25
Не важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.
Cлайд 26
«…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя» (Н.С. Лесков) Помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра?