X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Русские поэты 19 века

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Русские поэты 19 века

Скачать эту презентацию

Cлайд 1
Урок № 1 Русские поэты 19 века. Урок № 1 Русские поэты 19 века.
Cлайд 2
XIX век начинался стремительно и необычно. В великосветских салонах обсуждали... XIX век начинался стремительно и необычно. В великосветских салонах обсуждали Наполеона. Он был кумиром многих, и с этим кумиром Россия готовилась воевать. Но самое удивительное заключалось в том, что об этом говорили вслух. Еще несколько лет назад за такое публичное обсуждение власти людей, независимо от положения, пытали в Тайной канцелярии, а сегодня политика стала модной темой. Спорили о политике и литераторы. В литературных кружках и обществах писатели вели жаркие дискуссии друг с другом — в Обществе любителей российской словесности, «Арзамасе», «Зеленой лампе» — так назывались некоторые из литературных обществ. Возникали новые литературные журналы и альманахи. Книга, журнал стали объектами увлечения и даже моды.
Cлайд 3
Интерес к истории был небывалый: читающая Россия ждала завершения огромного т... Интерес к истории был небывалый: читающая Россия ждала завершения огромного труда Н.М. Карамзина об Отечестве. «История государства Российского» — так называлось его многотомное издание, которое не потеряло своего значения и для современности. Власть озаботилась необходимостью воспитания чиновников высшего уровня — в Царском Селе под Петербургом открылся Лицей. Его будут называть пушкинским: Пушкин был лицеистом первого набора. Вместе с ним известными всей России станут поэт Дельвиг, поэт и декабрист Кюхельбекер, декабрист Пущин, видный дипломат Горчаков... Пока же у всех них в Лицее будут прозвища, узкие ученические «кельи», лучшие в России педагоги и удивительная, редчайшая, все возвышающая дружба.
Cлайд 4
Началась Отечественная война 1812 года. Юные лицеисты с завистью провожали ух... Началась Отечественная война 1812 года. Юные лицеисты с завистью провожали уходящие в сражения полки — там шли их Старшие современники. Там был Петр Чаадаев. Вернувшись с победой, он взбудоражит всех своими «Философическими письмами» и мыслями о необходимости решительной борьбы с рабством: страна победителей еще жила в рабстве; побежденная Европа рабства уже не знала. Это же чувство горечи за свой великий народ призовет в тайные общества молодых дворян, в большинстве своем офицеров, которые первыми бросят вызов власти 4 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге.
Cлайд 5
Первым признаком свободной страны является свободное искусство. Пушкин начал ... Первым признаком свободной страны является свободное искусство. Пушкин начал борьбу за право писателя быть свободным «от царя и от народа». Очень скоро поймут, что новая русская литература начинается с Пушкина, что Пушкин — «начало всех начал» в ее великой судьбе. Литературу XIX столетия во всем мире будут именовать не иначе как золотым веком. История, которой суждено было получить название героической и трагической одновременно, история ближайшая и отдаленная — движение Степана Разина, бунт Емельяна Пугачева, времена Ивана Грозного — привлекала писателей не менее, чем события сиюминутные. В истории искали ответы на проблемы современности. Литература развивалась не менее стремительно. Еще не ушел в прошлое классицизм с его канонами и системой запретов и разрешений, как рядом с ним появились неожиданные произведения, ломающие эти каноны. Появилось новое направление — сентиментализм, затем романтизм — яркое, как вспышка молнии. «Старики»-романтики учились у молодых. Василий Жуковский, один из основателей русского романтизма, назвал себя побежденным учеником вчерашнего лицеиста Александра Пушкина. Вообще литература в эти годы, как никогда внимавшая истории и постигавшая ее страницы, служанкой истории не стала. История — это вчера; литература — это сегодня. История была поводом говорить о современности — в дружеском послании и элегии, повести и романе, в драме и трагедии. Историческое повествование незамедлительно требовало повествования художественного. Борьба идей, направлений, стилей, литературных жанров стала неслыханным явлением. В выигрыше осталось искусство.
Cлайд 6
ПОЭТЫ ПУШКИНСКОГО КРУГА. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ И СОВРЕМЕННИКИ. XIX век называют зол... ПОЭТЫ ПУШКИНСКОГО КРУГА. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ И СОВРЕМЕННИКИ. XIX век называют золотым веком русской литературы. Его первая половина — расцвет поэзии. В.А. Жуковский, И.А. Крылов и К.Н. Батюшков, А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев, Ф.Н. Глинка и Д.В. Давыдов, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский и Н.М. Языков, А.А. Дельвиг и А.В. Кольцов, Д.В. Веневитинов и Ф.И. Тютчев — вот далеко не полный список выдающихся русских поэтов, творчество которых составило славу не только русской, но и мировой культуры. Литературная жизнь в столицах — Москве и Петербурге — была необыкновенно оживленной. Издавались альманахи и журналы, создавались литературные, преимущественно поэтические, общества: любителей российской словесности, «Арзамас», «Зеленая лампа» и другие. В них помимо чисто литературных вопросов обсуждались и политические, и социальные проблемы. То, о чем еще несколько лет назад вслух говорить было опасно: любая публично высказанная мысль, не совпадающая с позицией правительства, жесточайше каралась, — ныне стало возможным. Россия заняла свое достойное место в кругу просвещенных европейских стран. Важнейшую роль в росте общественного сознания сыграло участие России в войнах против Наполеона, и прежде всего победа в Отечественной войне 1812 года. Многие литераторы принимали самое деятельное участие в этой освободительной битве. Среди них: Д. Давыдов, писательница, первая в русской армии женщина-офицер Н.А. Дурова, будущие декабристы Ф.Н. Глинка, А.И. Бестужев, К.Ф. Рылеев, В.Ф. Раевский.
Cлайд 7
Они были в стане победителей, с болью и горечью осознали, что народ, защитивш... Они были в стане победителей, с болью и горечью осознали, что народ, защитивший и отстоявший страну от наполеоновского нашествия, народ-герой, народ-победитель живет хуже, чем люди в побежденной стране. Крепостное право не было отменено, после боев и побед русский мужик снова возвращался в неволю, в унизительное положение холопа. Тема победы и неволи стала в их творчестве одной из основных. А в это время уже входили в литературу новые таланты, которым не довелось быть на полях сражений, но которые также мечтали о подвигах и славе. Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и, конечно же, Александр Пушкин уже осознавали свое предназначение, уже «горели желаньем» поэтическим словом отзываться на «отчизны призыванье». «Старшие» были взыскательны, требовательны, но благосклонны. Они заметили молодых, они радовались этой юной талантливой поросли, спешили дать им дорогу в жизнь. После лицейского экзамена Пушкин благодарно вспоминал: «Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил...» На самом деле «заметили и благословили» их и другие великие русские литераторы, среди которых были Н.М. Карамзин и В.А. Жуковский. Лицеист Пушкин был тепло принят и поддержан в доме Карамзиных; в его журнале «Вестник Европы» были напечатаны стихи начинающего поэта. Благодаря В.А. Жуковскому Александр Пушкин «без экзамена», то есть без предварительного обсуждения стихотворений, был принят в литературное общество «Арзамас», получив там прозвище (в обществе все имели прозвища) Сверчок.
Cлайд 8
После «Руслана и Людмилы» Жуковский надписал Пушкину свою фотографию: «Победи... После «Руслана и Людмилы» Жуковский надписал Пушкину свою фотографию: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Жуковский был рядом с Пушкиным на протяжении почти всей его жизни. Он неоднократно заступался за Пушкина перед царем и находился у постели смертельно раненного поэта в его последней квартире на набережной реки Мойки, в доме 12. Он вывешивал сообщения о состоянии великого поэта. Значительную роль в судьбе М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева сыграл поэт, переводчик, издатель, педагог Семен Егорович Раич. В пансионе при Московском университете Раич руководил первыми поэтическими опытами Михаила Лермонтова.
Cлайд 9
Вместе с ним юный Тютчев посещал лекции в Московском университете; под руково... Вместе с ним юный Тютчев посещал лекции в Московском университете; под руководством учителя он выполнил свой перевод «Послания Горация к Меценату», за что был принят в Общество любителей российской словесности. В своем альманахе «Северная лира» в 1827 году рядом со стихами известных поэтов были опубликованы стихи молодого Ф. Тютчева. Заслугой литераторов старшего поколения было не только создание выдающихся произведений. Их талант проявился и в том, что сумели найти, по достоинству оценить и поддержать других. Это был великий дар блистательных «стариков» начинающегося века. Вместе с молодыми они и стали его нетленным золотом.
Cлайд 10
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783—1852) Самостоятельная работа Вопрос: Подгот... ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783—1852) Самостоятельная работа Вопрос: Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Море». Почему оно названо элегией? Какие ответные мысли и чувства вызвало у вас стихотворение? Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо, ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя на земные неволи Далекое, светлое небо к себе?.. Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его; Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя — Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу… И мгла исчезает, и тучи уходят; Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганы волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него. МОРЕ 1822
Cлайд 11
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (1769—1844) Самостоятельная работа Вопрос: Прочтите (на... ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (1769—1844) Самостоятельная работа Вопрос: Прочтите (на память) мораль трех известных вам басен И. А. Крылова. Можно ли сопоставить их содержание и мораль с современными жизненными явлениями. В.Г. БЕЛИНСКИЙ О КРЫЛОВЕ  «...Умением чисто по-русски смотреть на вещи и схватывать их смешную сторону в меткой иронии владел Крылов с такою полнотою и свободой. О языке его нечего и говорить... Множество стихов Крылова обратились в пословицы и поговорки, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами... Кто-то и когда-то сказал, что «в баснях Крылова — медведь — русский медведь, курица — русская курица»; слова эти всех насмешили, но в них есть дельное основание, хотя и смешно выраженное. Дело в том, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди... Число читателей Крылова беспрерывно будет увеличиваться по мере увеличения числа грамотных людей в России. Басни его давно уже выучены наизусть образованными и полуобразованными сословиями в России; но со временем его будет читать весь народ русский. Это слава, это триумф! Из всех родов славы самая лестная, самая великая, самая неподкупная слава народная... Крылов — поэт русский, поэт России...» Из статьи «Иван Андреевич Крылов», 1845
Скачать эту презентацию
Наверх