М. Горький Случай с Евсейкой Литературное чтение, 3 класс, Школа России Кулькина Людмила Владимировна МКОУ Даньковская ООШ Подгоренского района Воронежской области
Cлайд 2
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) Псевдони м (греч. ψευδής — ложный + όνομα — имя) — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах)
Cлайд 3
Писатель родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра. Вскоре после его рождения умирает его отец, и мать отдает мальчика на воспитание деду, своему отцу. О суровом и безжалостном воспитании в этой семье писатель позже расскажет в своей автобиографической повести «Детство». В семье деда мальчика никто не любил, кроме бабушки Акулины Ивановны. Бабушка была добрая, именно она приобщила будущего писателя к народным песням и сказкам. Но самое главное – бабушка заменила ему мать. Учиться в школе Алёше не пришлось – он должен был работать. Он был прислугой и посудомойкой, работал в магазине обуви, учеником чертёжника, учеником повара на пароходе. Горький прожил трудную жизнь, хотя всегда был «читаемым и почитаемым». Он писал произведения не только для взрослых, но для детей.
Cлайд 4
История рассказов и сказок Горького для детей начинается необычно: с землетрясения. Оно случилось 15 декабря 1908 года на юге Италии. Началось землетрясение ранним утром. Все крепко спали. Через несколько минут город Мессина уже лежал в развалинах. Тысячи людей погибли. Было много раненых. Наутро в Мессину приехал Горький. В ту пору он жил неподалёку, на острове Капри. Работал там и лечился. «А что я могу сделать для пострадавших?» – думал писатель. В руках Горького было могучее оружие – слово. Читатели в разных странах прислушивались к его слову. Горький обратился ко всему миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв. В Мессину стали присылать деньги и вещи.
Cлайд 5
Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Неизвестные малыши писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги… писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов». Откуда эти шалуны взяли деньги? Они заработали их сами, поставили спектакль, а билеты продали. Горький ответил: «Дорогие дети! Я получил собранные вами для мессинцев деньги и сердечно благодарю вас за всех, кому вы помогли. От души желаю для вас, хорошие маленькие люди, – будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям!..»
Cлайд 6
Между писателем и детьми завязалась переписка. Мальчик Боря написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю… Напиши нам рассказ про воробьишку. И ещё напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу…» Горький выполнил просьбу одного из шалунов: написал и про воробьишку, и про юного рыболова.
Cлайд 7
Всего им создано шесть сказок: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку-дурачка» (1918), «Яшка» (1919)
Cлайд 8
Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована в 1912 г. в журнале «День». В сказке заключён обширный познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме. «Случай с Евсейкой» – прекрасный образец литературной сказки особого типа – научно-познавательной.
Cлайд 9
Словарная работа Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.
Cлайд 10
Словарная работа Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Cлайд 11
Словарная работа Актинии «похожи на вишни, рассыпанные на камнях» – коралловые полипы, напоминающие фантастические цветы.
Cлайд 12
Словарная работа Лангуст «ворочает глазами на ниточках» – морское животное, ракообразное.
Cлайд 13
Словарная работа Голотурия, «похожая на плохо нарисованного поросёнка» – морское беспозвоночное животное типа иглокожих.
Cлайд 14
Словарная работа Сепия похожа на «мокрый носовой платок» – каракатица.
Cлайд 15
Словарная работа Сифонофоры – морские животные размером от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики), служащие для поимки добычи.
Cлайд 16
Использованные ресурсы: http://nkozlov.ru/print/library/s318/d3728/ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC https://yandex.ru/images/ Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/