Тема урока: Н. В. Гоголь. «Петербургские повести ». Место повести «Портрет» в сборнике
Cлайд 3
Цель урока: - обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»; - определить место повести «Портрет» в данном цикле.
Cлайд 4
«Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра!...»
Cлайд 5
«.. Итак, домой пришед, Евгений Стряхнул шинель, разделся, лег. Но долго он заснуть не мог В волненье разных размышлений. О чем же думал он? о том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь…»
Cлайд 6
Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе:
Cлайд 7
«Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя – это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную. По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».
Cлайд 8
Сообщение первой группы по теме: «Образ Петербурга в повести «Невский проспект» «О, не верьте этому Невскому проспекту!»
Cлайд 9
Вывод: За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека».
Cлайд 10
Сообщение второй группы учащихся: Тема «маленького человека» в повести «Шинель»
Cлайд 11
Кто же такой «маленький» человек? Сопоставьте иллюстрации Бориса Кустодиева и Саввы Бродского Кто из художников ближе подошел к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы?
Cлайд 12
Вывод: Гоголь от истории «маленького человека» подводит читателя к сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира».
Cлайд 13
Петербург Гоголя – это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. Сообщение 3 группы : Видение мира через фантастику в повести «Нос»
Cлайд 14
Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга? Почему иллюстратор Алимов не показывает лица Носа?
Cлайд 15
Вывод: Повесть «Нос» - пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.
Cлайд 16
Петербург Н. В. Гоголя Искажённый, «перевёрнутый» мир, утверждающий в сознании людей «перевёрнутые» ценности
Cлайд 17
Сообщение 4 группы : сюжет и композиция повести «Портрет»
Cлайд 18
Работа в группах по анализу текста повести Н.В. Гоголя «Портрет» Групповые задания Первая группа. Соотнесите цитаты из текста произведения , отражающие моральное падение Чарткова, с иллюстрациями Кукрыниксов. Вторая группа. Сжато перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей. Третья группа. Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика. Четвертая группа. Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя» Подумайте, прав ли В.Г. Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.
Cлайд 19
Ответ первой группы «Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности …» «…художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом… Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза…» «Старая шинель и нешегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде…» «Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний.»
Cлайд 20
«Он усадил их, придвинул холст уже с ловкостью и претензиями на светские замашки и стал писать…Сердце его начало даже слегка трепетать, когда он почувствовал, что выразит то, чего еще не заметили другие». «Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать портреты и лица…Кисть его хладела и тупела…» «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил… И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью.»
Cлайд 21
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта». «…и он узнал ту ужасную муку…ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния». «Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель».
Cлайд 22
Почему происходит падение героя?
Cлайд 23
« В картине художника, точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою водило нечистое чувство» - Что несет такое искусство в мир?
Cлайд 24
Ответ третьей группы Сопоставительная характеристика художников Чартков Художник - самоучка «Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе». « …художник-самоучка,отыскавший в душе своей… правила и законы, увлеченный только жаждою усовершенствованья…» «В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету». «У него не было честолюбия… Это был твердый характер, честный, прямой человек…» «…оделся с ног до головы…накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте…» «Он работал за небольшую плату… которая была нужна ему только для поддержания семейства и для доставленья возможности трудиться». « Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта». «… картина моя поделом понесла посрамленье. Она была замышлена с тем, чтобы погубить брата. Демонское чувство зависти водило моей кистью, демонское чувство должно было и отразиться в ней».
Cлайд 25
«Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою…с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья». «Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь, чтобы быть совершенно одному. Там… изыскал… все возможные степени терпенья и того непостижимого самоотверженья…» «Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще… присоединились все признаки безнадежного сумасшествия…Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания». «В один день пришел он в обитель и сказал твердо настоятелю: «Теперь я готов. Если богу угодно, я совершу свой труд». Предмет, взятый им, было рождество Иисуса».
Cлайд 26
Писатель создает два типа художника. Первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения
Cлайд 27
Ответ четвертой группы В.Г. Белинский прав. Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил: 1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его». 2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья». 3. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Cлайд 28
Итог урока В повести «Портрет» Н.В. Гоголь формулирует предназначение искусства: «… для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу».
Cлайд 29
Домашнее задание: Сопоставьте повесть Н.В. Гоголя «Портрет» с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек»