. «Читаем вместе в классе и семье…» учебно-исследовательская работа по литературе как средство формирования интереса (мотивации) к чтению (внеклассное чтение 6 класс) . Московский Департамент Образования Центральный Административный Округ Государственное бюджетное образовательное учреждение Пушкинский лицей № 1500 Москва 2014 - 2015 Автор: педагог-библиотекарь Таратина Ирина Владимировна
Cлайд 2
. внедрения практики «Прочитал интересную историю, расскажи одноклассникам», «Прочитал книгу, дай прочитать другому»; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ : * развивать интерес к чтению и читательское мастерство у школьников на основе совместного чтения в классе, активного сотрудничества обучающихся, учителей и родителей в ходе учебно-исследовательской деятельности.
Cлайд 3
. Гипотеза исследования: 1. Проблемы, мечты, надежды школьников 60-80-х годов прошлого века те же, что у школьников двадцать первого века. 2. Книги Юрия Яковлева необходимо читать сегодня, они учат добру, благородству, взаимопониманию – формируют нравственные качества. Объект исследовательской работы: «Жизнь сверстников 60-80-х годов прошлого века в произведениях Ю.Яковлева»
Cлайд 4
Педагогические задачи учебно-исследовательской работы по литературе (внеклассное чтение) Образовательные: познакомить с творчеством Юрия Яковлева, научить писать отзыв о прочитанном. Развивающие: развивать интерес к чтению и читательское мастерство, формировать навыки исследовательской деятельности, развивать логическое мышление (анализ и синтез информации), развивать эстетическое чувство и навык перевода умственной речи (собственных мыслей) в письменную и устную речь. . Воспитательные: нравственное воспитание учащихся (трудолюбие, чувство прекрасного и любовь к природе), формирование активной гражданской позиции (толерантность, патриотизм, дружба, взаимовыручка)
Cлайд 5
Аннотация: Учебное исследование в области литературы по теме «Проблемы, мечты, надежды школьников 60-80-х годов в произведениях Ю.Яковлева». Проведено с учениками 6 «А» класса ГБОУ Пушкинский лицей № 1500 ЦАО г. Москвы в 2015 году под руководством педагога-библиотекаря Таратиной Ирины Владимировны. 2. Исследование посвящено изучению жизни и интересов учащихся 60-80-х годов в произведениях Ю.Яковлева. . 3. Работа является частью библиотечного проекта «Уроки доброты»
Cлайд 6
Обсуждение темы исследования, определение сроков исполнения работы (Библиотечный урок: библиография и обзор книг Ю.Я. Яковлева,)- . . . . Этапы исследовательской работы: . Цель: сформировать внешнюю мотивировку к чтению, развивать умение планировать свою работу;
Cлайд 7
. . Этапы исследовательской работы (продолжение): 3. Чтение книг Юрия Яковлева. Цель: совершенствовать читательское мастерство 4. Выбор методов исследования- (обзор и анализ прочитанного) Цель: формировать объективность, логичность и абстрактность мышления; 2. Определить цели и задачи исследования – Цель: установить объект исследования, развивать умение ставить цель;
Cлайд 8
5. Проведение исследований (книжная конференция- обмен информацией, обсуждение прочитанного) Цель: научить анализировать и синтезировать информацию о прочитанном; . . Этапы исследовательской работы (продолжение) : 6. Формулирование выводов- Цель: формировать умение кратко и логично излагать мысли, развивать ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлексировать;
Cлайд 9
. *Было обосновано предположение, что проблемы, мечты, надежды школьников 60-80-х годов прошлого века в произведениях Ю.Яковлева такие же, как у сегодняшних школьников. Итоговая конференция прошла с большим успехом, учащиеся заинтересовались книгами Юрия Яковлева. ВЫВОДЫ: *было установлено, что книги Юрия Яковлева интересны сегодняшним школьникам; они учат добру, благородству, взаимопониманию – формируют нравственные качества. Основные идеи прозы Юрия Яковлева — благородство как следование внутренним нравственным идеалам: школьный быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и близким.. Вечные ценности которые мы обязаны донести до сегодняшних школьников любыми средствами. Как показали результаты нашего исследования, сегодняшних школьников беспокоят те же проблемы: дружба, взаимоотношения, благородство.
Cлайд 10
. Маленький Паша трогательно бережет барабан, когда-то пробитый пулей «белых», не хочет сдавать его в музей, где он будет молчать, а заставляет его греметь в лагерном оркестре в самые торжественные и значительные минуты жизни… Есть в жизни ценности, ради которых человеку не страшны никакие преграды. Безрукова Ксения. «Наследство Паши Седова» Отзыв о прочитанном:
Cлайд 11
. Рассказ про школьного врача Анну Кирилловну. По дороге домой Анна спасла мальчика, тонувшего в реке. Она не прошла мимо него, другой человек на её месте сказал бы: «Нет, пусть кто-то другой помогает ему, он же мне не родной человек!» Нельзя проходить мимо человека , который в беде… Байрамова Ханум «Доктор от насморка.» Я поражен её благородством и смелостью. Все мы должны помогать друг другу и быть дружными. Кунда Гавриил Отзыв о прочитанном:
Cлайд 12
. Рассказ о храбром, мужественном мальчике. Во время войны он стал добровольцем - разведчиком. На велосипеде ездил по городу, отмечал заминированные места, спас «наши» танки – обогнал их, чтобы предупредить, и первым выехал на мост. Мальчик хотел стать гонщиком, а стал героем города. Богданов Максим «Подвиг велосипедиста» Это рассказ о детстве автора, о его дружбе с мальчиком, который выиграл велосипед в лотерею. Руль от велосипеда, на котором мальчик совершил подвиг во время войны, хранится в музее. Филин Александр Отзыв о прочитанном:
Cлайд 13
. Рассказ о мальчике Юре, который очень хотел прыгнуть с парашютом как его товарищ. Небо начинается «Не на гребне крыши и не в синих струях по которым плывут облака. Оно берёт начало совсем близко от земли- на первом этаже или на уровне плеча. Начинается в бесстрашном сердце и простирается до тучи или до звезд, смотря куда его поднимет сердце» Морозова Анна «Где начинается небо» Отзыв о прочитанном:
Cлайд 14
. Мальчик очень хотел иметь собаку, но родители были против… Жека пошёл в большой магазин и купил поводок. Он ходил по улице и представлял как гуляет с собакой. У человека должна быть собака, потому что это верный друг, собака никогда не предаст. Гасанова Загидат «У человека должна быть собака» Отзыв о прочитанном:
Cлайд 15
. Рассказ про мальчика,который хотел быть сапером, как его дед. Это очень трудное дело, но это его не останавливало. Через все трудности, препятствия мальчик пытался пройти. И очень грустно от того, что один мужчина пожилого возраста это не смог понять… Мы-наследники Победы над нацизмом. И мы должны этим гордиться. Я очень благодарна Ю.Яковлеву, считаю, что таких рассказов должно быть больше. Перемазова Екатерина «Сапер». Отзыв о прочитанном:
Cлайд 16
. Рассказ о мальчике, который очень любил дедушку и хотел во всем быть похожим на него. Это произведение воспитывает характер и вырабатывает качества: сострадание, трудолюбие и вежливость. Во всех произведениях Юрия Яковлева есть поучительная мысль, как мораль в басне, у каждого рассказа мысль своя. Чуйко Ульяна «Сапер». «Сапер» -это потрясающий рассказ, но у Ю.Яковлева есть множество других рассказов, которые я хочу прочитать(про бабушку, о собаке и др.) . Фаризова Лонда Отзыв о прочитанном:
Cлайд 17
. Мне очень понравилось, что в таком маленьком произведении показана такая глубокая ёмкая история. Юрий Яковлев сумел донести атмосферу послевоенных лет, образ жизни и мысли людей того времени. Я почувствовал это. Прочитав рассказ, я пришел к выводам: *иногда надо жертвовать своими делами и желаниями ради помощи, оказавшимся в беде людям; * не нужно стесняться просить помощи у незнакомых и знакомых людей, если она тебе нужна; * делай добрые дела и не жди благодарности. Филиппов Василий «Мальчик с коньками.». Мальчик, идя на каток, встречает ветерана войны, которому стало плохо. Мальчик отложил все свои дела и помог больному. Выздоровевший ветеран назвал его своим сыном. Отзыв о прочитанном:
Cлайд 18
. Рассказ о семье,в которой произошло горе: умерла бабушка. Мальчик сильно переменился, стал воспитанным и послушным . Этот рассказ учит человека задумываться о взрослых, об их здоровьи. Книги Яковлева учат доброте. Жолдасбаев Камал «Баваклава». Мальчик был невнимательный и думал только о себе, а потом умерла его бабушка…Внук понял свои ошибки. Он исправился, но бабы Клавы уже не вернуть. Надо все делать вовремя, а то может быть поздно… Пахомова Виктория Отзыв о прочитанном:
Cлайд 19
Книжная выставка .
Cлайд 20
Оглянись вокруг! Может быть кому-то сейчас плохо…, он нуждается в твоей помощи. . Спешите делать добро сегодня, завтра может быть поздно… В обычной жизни тоже есть место подвигу… Юрий Яковлев и учащиеся 6 «а» класса ГБОУ Пушкинский лицей №1500