Организация деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе посредством элементов театрального искусства Нежевлева Е.Н. учитель русского языка и литературы МКОУ «Горячеключевская СОШ»
Cлайд 2
Проблемы, определяющие актуальность стратегий смыслового чтения Чтение не является любимым занятием. Уроки русского языка и литературы для многих учеников считаются сложными. Неумение при чтении текста не только извлекать нужную информацию, но и анализировать прочитанное. Сложность в определении темы, идеи, проблематики текста. Сложность в создании монологических высказываний и собственных письменных текстов. Невыразительность чтения поэтических и прозаических текстов. Низкий уровень техники чтения, нарушение дикции, невыразительность речи
Cлайд 3
Чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций Цель: смысловое чтение должно стать основой успешности процесса обучения в школе Решение проблем: Используя малые силы, мы приходим к впечатляющим результатам. Мы познаем лучше, когда действуем.
Cлайд 4
Школа – театр – смысловое чтение
Cлайд 5
Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге. Вольтер Искусство состоит в том, что актер чужое, данное ему автором пьесы, делает своим собственным. Е. Б. Вахтангов
Cлайд 6
Возможные приемы работы с текстом: Определение ключевых слов (Ключевые слова – тема, идея (цель выразительного чтения) – логическое членение текста – построение алгоритма рассуждения (русский язык) Чтение с остановками (оценочные, практические, интерпретационные вопросы) Работа над логикой речи (логические паузы, ударения, логическая мелодия, логическая перспектива – анализируя каждую фразу, учитываем связь слов во фразе) Подбор синонимов ( чем заменить слово, если это возможно) Возможность дополнения (изменения) текста, развития сюжета Написание сценария (отбор материала, сжатие текста)
Cлайд 7
Определение темы по ключевым словам О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. ( М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»)
Cлайд 8
Особенность, необычность ситуации Конструирование целей прочтения текста Наложение на уже имеющиеся знания и опыт (прочтения) Контакт с новой информацией (особенность, необычность ситуации) Конструирование целей донесения смысла текста до слушателей Определение способов и приемов донесения смысла текста до слушателей
Cлайд 9
Работа над логическим ударением и интонационные членения Графическая организация материала Ежеурочное выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения, прозаического отрывка Помощь другим сверстникам в работе над логическим ударением и интонационными членениями
Cлайд 10
Этапы работы по технике речи Дыхательная гимнастика: Дыхание вообще (дыхание в речи - процесс произвольный, совершается и зависит от воли человека). Искусство вдоха заключается в бесшумном наборе воздуха. Выполнение упражнений (снятие напряжения, релаксирующее воздействие, аутотрениг)
Cлайд 11
Артикуляционная гимнастика Причины для занятий артикуляционной гимнастикой: возможность исправить незначительные дефекты без помощи логопеда; устранение эффекта «каши во рту» у детей с правильным, но вялым звукопроизношением; возможность научить ребенка говорить правильно, четко и красиво; придание слову «статус» звучащего и образного Упражнения для губ, языка, челюсти
Cлайд 12
Вибрационный массаж, помогающий говорящему чувствовать себя Лобный резонатор – М Носовой - Н Губной (нижний) - З (верхний) - В Грудной - Ж Нижний (грудная клетка) и затылочный - М
Cлайд 13
Отработка гласных и согласных звуков Слово важно не само по себе, а постольку, поскольку содержит в себе человеческое волнение, чувство. К.С. Станиславский Я много раз слышал выступление В.И. Качалова. Казалось, что он не говорит, а думает вслух ‹…› От этого зрители не просто слышали Качалова, а скорее смотрели на то, о чем он говорит. С.В. Образцов Живое слово имеет свое определенное лицо и должно оставаться таким, каким создала его природа. К.С. Станиславский
Cлайд 14
Отработка гласных и согласных звуков Работа над дикцией. Таблицы по технике речи, звуковые ряды Ы – И АОЭИУЫА МНМНЛМЛН П (Прежде пашню спашем, а потом и спляшем) Б (Бобры храбры и для бобрят добры) С (В семеро саней семеро Семенов с усами уселись в сани сами) М (Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила)
Cлайд 15
Достижение результатов Повысился познавательный интерес к чтению, урокам Постепенно формируется умение выделять в тексте идею, проблему, главную информацию Повышается культурная грамотность ученика Формируется четкая, правильная речь с хорошо поставленной дикцией Происходит расширение читательского кругозора, повышение словарного запаса обучающихся Повышается качество обученности по всем предметам Развитие воображения, внимания и улучшение образной памяти Воспитание театром - это посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающегося с прочтения текста, в котором каждое слово весомо и значимо