Проектно-исследовательская работа «Литература и современные подростки» Работа выполнена Ученицей 8 «А» класса Жуйковой Ксенией Научный руководитель Васильева Людмила Васильевна Учитель русского языка и литературы 2014-2016 г.
Cлайд 2
Данный исследовательский проект содержит материал двух лет работы. Здесь присутствуют следующие этапы исследования: выбор темы, постановка цели и задач, гипотезы, сбор материала, проведение опросов и анкетирований, обобщение полученных данных, выявление закономерностей, подведение итогов работы.
Cлайд 3
Структура работы (2015-2016) Тема: Литература и современные подростки
Cлайд 4
Актуальность темы: Появление интереса к чтению, знание произведений художественной литературы – важнейшие условия успеха человека в современном обществе. Чтение сегодня – способ соответствовать времени, его жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать.
Cлайд 5
Что я сделала за 2014-2015 годы работы? в своей работе 2015 года я выяснила, что подростки-семиклассники чаще всего читают «однодневные» произведения и решила помочь им в приобщении к «сложной» литературе. Я посоветовала им продолжать читать «легкие рассказы» и оставалось только дождаться следующего учебного года. Оказалось, что на пути приобщения к «сложной» литературе появилось множество проблем. Сегодня я расскажу, какие сложности возникли у моих одноклассников, как их решать и чем же закончился этот эксперимент.
Cлайд 6
Объект исследования: Литература и современные подростки
Cлайд 7
Цель исследования (2015-2016): Выяснить помогли ли моим одноклассникам советы данной проектно-исследовательской работы в приобщении к более «сложным» произведениям? 6 Цель исследования(2014-2015): Выяснить какие есть проблемы у подростков с чтением книг? Каковы причины отказа от классической литературы у современных подростков?
Cлайд 8
Гипотеза (2014-2015): В наше время подростки читают книги первого, второго уровня восприятия литературных произведений, из-за этого снизился уровень развития и образного мышления Гипотеза (2015-2016): подростки, Начав в седьмом классе читать «легкие» произведения, в восьмом классе приобщаются к более «сложным» произведениям
Cлайд 9
Задачи исследования (2015-2016) -Провести опросы среди учеников 8-ого класса и выяснить помогли ли им советы «Начинать с простых рассказов», приобщиться к литературным произведениям 3,4-ых уровней восприятия -Еще раз разобраться с проблемами, возникающими в процессе приобщения подростков к серьезной литературе -Выяснить что такое классическая литература -Найти или написать рецензию на свое любимое произведение -Выявить свой любимый жанр произведения -Составить презентацию для более легкого восприятия темы -Подвести итоги двухгодовой работы, написать вывод
Cлайд 10
В чем заключается смысл чтения? Многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но, безусловно, они книгам не конкуренты. Ведь в книгах заключены знания человечества. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. И поскольку объем информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить потребность в новых знаниях, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению.
Cлайд 11
Уровни восприятия литературного произведения По различию читательских установок и читательского мастерства можно выделить четыре основных уровня восприятия литературного произведения.
Cлайд 12
Первый уровень Определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения. Особенности такого восприятия были содержательно определены в работах многих ученых: его отличает восприятие художественного произведения как реальной житейской истории; такое восприятие, будучи непосредственным и эмоциональным, создаёт основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но ещё не является достаточным.
Cлайд 13
Второй уровень Характеризуется умением воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской волей, а также формирующимся стремлением размышлять над прочитанным.
Cлайд 14
Третий уровень Определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, правильно осмыслять его в этой целостности, то есть видеть в “сопряжении” художественных особенностей произведения воплощённый в этом тексте авторский замысел.
Cлайд 15
Четвёртый уровень Характеризуется умением воспринимать это произведение в историко-литературном контексте — как в его связях с современностью и современной художественной культурой, так и в перекличках с литературной и культурной традицией. Кроме того, этот уровень восприятия произведения характеризуется умением критически оценивать художественные построения автора.
Cлайд 16
Одной из важных проблем в приобщении подростков к сложной литературе заключается в том, что взрослые не обращают внимания на интерес школьников. А ведь именно они должны с детства прививать любовь к литературе.
Cлайд 17
Что обозначает фраза «сложная литература»? Мне кажется, что «сложной литературой» для подростков 7-ого класса является классика. Что такое классика? Классическая литература - довольно обширное понятие, поскольку к данному виду относятся произведения разных эпох и жанров. Это общепризнанные произведения, считающиеся образцовыми для эпох, в которые они были написаны.
Cлайд 18
Родительское воспитание мы оставим в стороне. Подростки – бунтари по натуре, и советы старшего поколения отвергают просто из принципа. Поэтому разберем явление массовой культуры, которое отражено во всем своем многообразии в сми. Однако постойте, отражена ли? В 7-ом классе я хотела прочитать «сложное произведение», но не нашла на него рецензий и забросила это дело. Однако, в последнее время в интернете стало появляться множество сайтов, где любой подросток может просмотреть отзывы и рецензии на интересные ему произведения.
Cлайд 19
Но так как я исследовала проблемы, возникшие у моих одноклассников в 7-ом классе, то ГЛАВНой ПРОБЛЕМой является, то что на тот момент Многим просто негде было узнать, что читать. И после нескольких неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно могли оставить всякие попытки приобщиться к миру литературы. И тогда, конечно же, проснулись бы СМИ, которые сами мало рассказали о том, как ориентироваться в литературных лабиринтах, однако с удовольствием сообщили всем, что современная молодежь не читает. И, как всегда, преувеличили, добавив: «совсем».
Cлайд 20
Зато Киноиндустрия «сделала свое дело», «Властелин колец», «Хроники Нарнии», «Гарри Поттер» вызывают почти у каждого подростка неподдельный интерес. Они начинают увлекаться этими произведениями и позже благодаря им переходят на более «сложные».
Cлайд 21
Топ - 10 самых читаемых книг подростками за 2014-2015 год (уровень восприятия этих произведения чаще всего первый, второй) 1. Сьюзен Коллинз. "Голодные игры" 2. Джон Грин. «Виноваты звезды» 3. Джеймс Дэшнер. «Бегущий в лабиринте» 4. Джоан Роулинг. "Гарри Поттер и философский камень" 5. Стефани Майер. "Сумерки" 6. Сара Дессен. "Это Колыбельная« 7. Джон Грин. "В поисках Аляски" 8. Джером Д. Сэлинджер. "Над пропастью во ржи« 9. Джоан Роулинг. "Гарри Поттер и узник Азкабана" 10. Стивен Чбоски. "Хорошо быть тихоней"
Cлайд 22
Топ - 10 самых читаемых книг подростками за 2015-2016 год (уровень восприятия этих произведения третий, четвертый) Александр Островский «бедность не порок» Александр куприн «куст сирени» Сборник стихотворений сергея есенина Екатерина вильмонт «танец с варежкой» Чак паланик «бойцовский клуб» 6. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» 7. Герберт Джордж Уэллс «Человек-невидимка» 8. Уильям Голдинг «Повелитель мух» 9. Стивен Кинг «Метод дыхания» 10. Иван бунин «темные аллеи»
Cлайд 23
25 За 2015-2016 годы главным опросом, который удовлетворял все цели моей работы и подтверждал гипотезу моего проекта, стал : «правда ли, что в том году вы читали «легкие» произведения, но начав именно с них, перешли к «сложной» литературе?»
Cлайд 24
«Да, это правда. В том году я читала «легкие» произведения, но они стали мне быстро надоедать и захотелось читать что-то более «сложное» и «глубокое», над чем можно было бы задуматься, поразмышлять и извлечь для себя много интересной информации. Благодаря данной работе, я поняла, что если что-то начал, нужно довести это дело до конца. И я счастлива – я с радостью читаю книги великих писателей. Мое любимое произведение – «Граф Монте-Кристо» А.Дюма». Ульяна Сидорова, ученица 8 «а» класса, 14 лет
Cлайд 25
-«Да, меня затянули осмысленные рассказы. Я прочитала произведения, от которых просто невозможно было оторваться. А в том году я и правда начинала читать «простые» произведения. Но После них меня потянуло на зарубежную классику. Мое любимое произведение «Гордость и предубеждение» Д.Остен». Анна Вершинина, ученица 8 «а» класса, 14 лет
Cлайд 26
Вывод Конечно, подросткам нужно советовать читать классические, проверенные временем книги, но эти советы вряд ли помогут. Чтобы получить удовольствие от «Дубровского» надо любить читать, а чтобы полюбить читать надо начинать с увлекательных книг, от которых не оторвешься к компьютеру или телевизору. Потом, когда подросток проникнется чтением, он заинтересуется и более глубокой литературой. А заинтересовать в 10-13 лет очень трудно, поэтому существуют книги, написанные специально для подростков, которые будут интересны и это станет первым шагом в мир литературы.
Cлайд 27
Гипотеза подтвердилась (2015-2016 годы) - И вот он результат! Большинство из моих одноклассников, начиная в 2013-2014 году читать «простую» литературу, за один год приучились к более «сложным» произведениям. Как оказалась, важнее всего: начать читать с увлекательных книг и переходить на более трудные, а если начать с чего-то сложного и непонятного, то интерес быстро пропадет и тогда начнется полное падение уровня развития и образного мышления.
Cлайд 28
Основные пути решения главной проблемы, поставленной в проекте (краткое повторение) 1.В средствах массовой информации необходимо побольше и почаще рассказывать подросткам о том, книги каких писателей следует выбирать для чтения. 2. Необходимо ввести чтение в моду, сделать начитанность признаком высшего общества. 3. Запустить как можно больше интернет – ресурсов, посвященных молодежи и чтению, где подростки могли бы общаться, делиться отзывами, комментировать рецензии, знакомиться с текстами произведений. 4. Родителям необходимо воспитывать у подростков культуру чтения: если начал, дочитай до конца; книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу и не заглядывая в ее конец. 5. В доме обязательно должна быть библиотека, которая периодически пополняется. (Домашняя библиотека должна быть ориентирована на интересы подростка).
Cлайд 29
Данный проект был реализован -на классном часу в 8 «А» классе -опубликован на сайте презентаций, где каждый желающий может познакомиться с данной проектно-исследовательской работой