Литературные течения начала 20в. «Это был предвоенный предгибельный расцвет символизма, импрессионизма – немало до революции было «измов» в литературе, и сама литература кипела. (…) Лишь немногие чувствовали, что кипение это предсмертное. Думал ли кто о грядущем убожестве «соц.реализма», не знаю.» Борис Зайцев
Cлайд 2
Откуда взялся термин «серебряный век русской литературы»? Н.А.Оцуп, соратник Н.С.Гумилева, ввел в 1933г. в парижском журнале «Числа» термин «золотой век» по отношению к эпохе А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого (т.е. 19 столетие). Последовавшие за ним три десятилетия (конец 19-начало 20 в.) именовал «серебряным веком». Сходство эпох в «чувстве особенной, трагической ответственности за общую судьбу».
Cлайд 3
В.С.Соловьев (1853-1900) Болезненная реакция на социальную борьбу, на призывы к насилию, породила неорелигиозные искания эпохи. Этот философ считал, что воссоединение человека с Богом возможно достичь силою прозрения через религию, или через искусство, или через совершенную земную любовь. Эта мысль была очень популярна среди поэтов начала 20 века.
Cлайд 4
Основные вехи серебряного века: 1892г. - Доклад Д.Мережковского «О новых течениях современной русской литературы». 1921г. - Смерть А.Блока, расстрел Н.Гумилева
Cлайд 5
Русский модернизм Символизм Футуризм «Символ – (от англ. «futurе» - окно в бесконечность» будущее) Ф.Сологуб Акмеизм «прекрасная ясность»
Cлайд 6
Башня Вячеслава Иванова "И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл…" Анна Ахматова
Cлайд 7
Символизм В основании символизма философия Платона, его мысль о существовании идеального мира, только отблеск которого доходит до нас. Отсюда у поэтов тоска по нездешнему, мистицизм и вера в то, что познать мир можно только через символ. Д.Мережковский Их органом стал В.Брюсов журнал «Весы», К.Бальмонт знаменитым местом Ф.Сологуб встреч – «Башня» Вяч. З.Гиппиус Иванова (квартира в А.Белый угловом здании в центре А.Блок Петербурга). Вяч.Иванов
Cлайд 8
Валерий Брюсов
Cлайд 9
Ф.Сологуб Я - бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах. Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Моей божественной природы Я не открою никому. Тружусь как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму.
Cлайд 10
Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус …Полуувядших лилий аромат Мои мечтанья легкие туманит. Мне лилии о смерти говорят, О времени, когда меня не станет.
Cлайд 11
Задание: Найдите в Хрестоматии, часть1 стихотворение Д.Мережковского «И хочу, но не в силах любить я людей…». В каких строчках звучит тоска поэта по нездешнему? Почему поэт чувствует себя чужим среди людей? А где ему хорошо? Как поэт оценивает это свое состояние души?
Cлайд 12
К.Бальмонт
Cлайд 13
Константин Бальмонт Я обещаю вам сады, Где поселитесь вы навеки, Где свежесть утренней звезды. Где спят нешепчущие реки. Я призываю вас в страну, Где нет печали, ни заката, Я посвящу вас в тишину, Откуда к бурям нет возврата. Я покажу вам то, одно, Что никогда вам не изменит, Как камень, канувший на дно, Верховных волн собой не вспенит. Идите все на зов звезды, Глядите, я горю пред вами. Я обещаю вам сады С неомраченными цветами. Найдите стихотворение К.Бальмонта «Безглагольность». Какая строчка повторяется дважды? Почему? Почему стихотворение так названо? Какие строчки этого стихотворения созвучны мыслям Д.Мережковского?
Cлайд 14
А.Белый А.Блок
Cлайд 15
Акмеизм Так назвала свое направление группа поэтов, входящих в литератур- ное объединение «Цех поэтов», которое возглавлял Николай Гумилев. Они считали, что поэтическому ремеслу можно научить любого человека, как и всякому другому ремеслу. В «Цехе» молодые поэты учились владеть своим вдохновением, достигать полнозвучного образа, строить поэму так, чтобы она «не разваливалась». Они читали свои стихи, разбирали их. Н.Гумилев О.Мандельштам А.Ахматова М.Зенкевич В.Нарбут Их органом стал журнал «Аполлон».
Cлайд 16
Признаки акмеизма: Высокий уровень культуры, образованность (широкое использование в своих стихах французских слов, латыни, библейских образов). Особо почтительное отношение к наследию А.С.Пушкина, как к образцу ясной и мудрой поэзии. Стремление к пушкинской лаконичности. (Например, излюбленный размер А.Ахматовой – 12 строчек) Все образы и символы должны быть понятны читателю. Через пристальное внимание к деталям постигать глубину мысли. (Например, строчки стихотворения А.Ахматовой «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки» стали знаменитыми, потому что в этом простом движении передана крайняя растерянность и смятенность женской души)
Cлайд 17
Зачем притворяешься ты То ветром, то камнем, то птицей? Зачем улыбаешься ты Мне с неба внезапной зарницей? Не мучь меня больше, не тронь! Пусти меня к вещим заботам… Шатается пьяный огонь по высохшим, серым болотам. И Муза в дырявом платке Протяжно поет и уныло. В жестокой и юной тоске Ее чудотворная сила. А.Ахматова. 1915г.
Cлайд 18
Георгий Иванов. Синий вечер, тихий ветер И (целуя руки эти) В небе розовом до края - Догорая, умирая... В небе розовом до муки Плыли птицы или звезды, И (целуя эти руки) Было рано или поздно - В небе розовом до края, Тихо кануть в сумрак томный, Ничего, как жизнь, не зная, Ничего, как смерть, не помня.
Cлайд 19
Осип Мандельштам лучший поэт XX века, по мнению Ахматовой, "заложник вечности". Прочтите в Хрестоматии, часть1, стихотворение О.Мандельштама «Мне холодно…» Какие неожиданные образы-сравнения встречаются при описании города? За ними – отношение поэта к Петербургу. Каково же оно?
Cлайд 20
Задание: Прочтите в Хрестоматии, часть1 стихотворение О.Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Поэт читает «Иллиаду» Гомера, а там на полутора страницах перечисляются названия кораблей – что в этом увидел поэт? Что почувствовал в этих словах? Почему история завоевания Трои позволяет сделать автору вывод: «Все движется любовью»? Любовью к кому движется даже море? Как понять две последние строчки?
Cлайд 21
Футуризм Сначала эти поэты назвали себя «будетляне» - они стремились сделать свою жизнь самим и стать законодателями для жизни других. Они выпустили сборник «Пощечина общественному вкусу», в котором утверждали: «Только мы – лицо нашего времени». Предлагали: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности». Устанавливали свои права на придумыва- ние новых слов, отрицали грамматику и правописание. Их девиз: «Долой старье!» в прямом и переносном смыслах. И.Северянин В.Маяковский В.Хлебников Д.Бурлюк Н.Бурлюк В.Каменский
Cлайд 22
Задание: Прочтите в Хрестоматии, часть1, отрывок из трактата футуристов «Пощечина общественному вкусу». Почему у этого трактата такое странное название? Приведите примеры, подтверждающие вашу мысль.
Cлайд 23
Страница из книги В.Хлебникова «Разин»
Cлайд 24
Задание: Найдите и прочитайте стихи В.Хлебникова «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы» и др. Почему ТАК мог написать только поэт-футурист? Какие новые слова придумал поэт? 3. Футуристы большое значение придавали форме стихотворения, его звучанию в ущерб смысла. Найдите среди стихотворений В.Маяковского написанные «лесенкой». Как меняется логическое ударение в строчке?
Cлайд 25
И.Северянин …Мы живем, словно в сне неразгаданном, На одной из известных планет. Много есть, чего вовсе не надо нам, А того, что нам хочется - нет... …Как хороши, как свежи будут розы Моей страной мне брошенные в гроб!
Cлайд 26
И.Анненский Мать - Мария Е. Кузьмина-Караваева
Cлайд 27
А. Вертинский Наши встречи минуты, наши встречи случайны, Но я жду их, люблю их, а ты? Я другим не скажу нашей маленькой тайны, Нашей тайны про встречи, мечты. Разве можно глазам запретить улыбнуться? Разве стыдно, другую любя, Подойти и пройти, лишь глазами коснуться, Лишь глазами коснуться тебя... Кто же выдумал все эти "надо", "не надо", Надо только запомнить, сберечь И влюбленную ненависть каждого взгляда И пожатье презрительных плеч. Ведь расчерчены дни, лишь минуты бескрайни, Ведь живут так недолго цветы. Наши встречи - мгновенья, наши встречи случайны, Но я жду их, люблю их, а ты?..
Cлайд 28
Б.Пастернак М.Цветаева
Cлайд 29
Максимилиан Волошин, или просто Макс. Его дом в Коктебеле стал приютом для многих поэтов Серебряного века... "На дне преисподней" Памяти А. Блока и Н. Гумилева С каждым днем все диче и все глуше Мертвенная цепенеет ночь. Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит: Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь. Темен жребий русского поэта: Неисповедимый рок ведет Пушкина под дуло пистолета, Достоевского на эшафот. Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца, - Русь! И на дне твоих подвалов сгину, Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! 1922
Cлайд 30
Подведем итог. Какой период русской литературы назван серебряным веком? Что объединяло всех поэтов этого периода? К какому направлению относились эти поэты? Назовите их имена.