В русской литературе В.В. Набоков занимает особое место по ряду причин: он один из самых современных, самых эстетически влиятельных художников; творчество Набокова причастно истории сразу двух национальных литератур – русской и американской; В. Набоков больше, чем кто-либо из его современников, сделал для знакомства западной читательской аудитории с вершинами рисской литературной классики. Образная структура рассказов В.В. Набокова и способы её языкового выражения. Иллюстрации к произведениям В. В. Набокова Фотоальбом
Cлайд 3
Образная структура рассказов В.В. Набокова и способы её языкового выражения. «В степени смелости пользования приёмами художественной изобразительности Набоков идёт так далеко, как, кажется, никто другой до него.» ( Бицилли )
Cлайд 4
Гл. 1 Двоемирие в прозе В.В. Набокова. Для произведений русскоязычной прозы Набокова характерно двоемирие; художественная реальность распадается на два мира: это поэтический мир прошлого, который живёт в памяти главного героя, и прозаическая реальность, в которой существует герой, утративший всё лучшее, что было в его жизни ( дом, любовь, счастливое детство, Россию).
Cлайд 5
Этот контраст создаётся с помощью выразительных средств языка. Художественная реальность создаётся с помощью лексико-сематических рядов противопоставленных друг другу. Двоемирие подчеркнуто и другими средствами языка. Вот как используются перифразы: русские эмигранты – это толпа статистов, безобидные избранники, люди, вечно обречённые на новоселье, равнодушные статисты.
Cлайд 6
Гл. 2 Ключевые слова В каждом художественном произведении есть слова, несущие особую смысловую нагрузку, являющиеся ключевыми в понимании авторского отношения к изображаемым событиям и героям. Такими словами в прозе Набокова являются «рай» и «узор».
Cлайд 7
В прозе Набокова слово «узор» имеет ряд значений, связанных с проблематикой русскоязычного творчества писателя: узор – мир памяти, картина счастливого прошлого, навсегда утраченного героем. Это «потерянный рай». Картина эта создаётся по мельчайшим деталям, которые, складываясь вместе, образуют ярчайший мир.
Cлайд 8
Гл. 3 Изобразительно-выразительные средства. Языковые средства для создания характеров действующих лиц и обрисовки пошлых людей в рассказе «Королёк»: пошлый человек в мире Набокова – это существо с ограниченным сознанием, существующее в мире лишь материальных предметов, неспособное воспринимать красоту, лишенное чувства сострадания.
Cлайд 9
Плоский мир допускает лишь однозначность: речь пошлого человека состоит только из простых предложений, пестрит банальными истинами, которые неоднократно повторяются. В речи пошлого человека много просторечий. Даже любимый набоковский герой, попав в пошлое окружение, с горечью замечает: «У меня лучшая часть слов в бегах».
Cлайд 10
Заключение Анализ рассказов великого писателя с точки зрения языкового своеобразия помогает читателю разобраться в сложном «лабиринте» набоковского художественного мира, уловить тончайшие смыслы его произведений, понять отношение автора к изображаемому, убедиться в правильности слов В.В. Набокова: «Великое достижение литературы – это феномен языка, а не идей».
Cлайд 11
Иллюстрации к произведениям В. В. Набокова Иллюстрации к рассказу «Королёк»
Cлайд 12
Иллюстрации к рассказу «Круг»
Cлайд 13
Иллюстрации к рассказу «Василий Шишков»
Cлайд 14
Фотоальбом В. В. Набоков, 1908 год В. Набоков с сыном В. В. Набоков, 1922 год В. В. Набоков, 1946 год, США Будущий писатель Набоков с женой и сыном