Изучение языка художественных произведений на уроках русского языка и литературы Литвиной Татьяны Михайловны, МОУ «СОШ№16» п. Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края
Cлайд 2
Актуальность проблемы: Интерес к изучению языка художественных произведений продиктован задачей «выработки у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции, формирования русского национального самосознания и духовного здоровья.
Cлайд 3
Уроки изучения языка художественных произведений создают условия для воспитания у учащихся способности осознавать эстетическую ценность языковых явлений художественного произведения, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. И одна из задач, стоящих перед учителем, - «научить и приучить учащихся читать художественные произведения филологически вооруженным взглядом» (Н. М. Шанский)
Cлайд 4
Перед учащимися раскрываются тайны удивительной выразительности родной речи, всех ее сторон, поскольку объектом анализа последовательно станут все ярусы языка: фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический.
Cлайд 5
Цели и задачи: изучение законов употребления языковых единиц; развитие навыков самостоятельной работы над идейно-художественным смыслом прочитанного на основе исследования языковой ткани произведения, от анализа языка – к образу, сюжету, композиции, идее; осмысление всех компонентов содержания и формы во взаимосвязи и восприятие произведения как целостного явления искусства слова; творческий подход к родному языку, умение ценить творческие находки писателей и собеседников, внимательно и чутко относиться к своей речи, находить адекватное выражение для собственных мыслей и чувств, создавать собственные тексты.
Cлайд 6
Основные направления изучения языка художественной литературы: «изучение языка художественной литературы как явления литературного и национального языка; изучение языка художественной литературы в плане истории литературного языка, определение места и роли писателя в истории литературного языка, в формировании и развитии его стилистической системы; изучение языка художественной литературы с точки зрения его функциональной специфики, т. е. наличия особой, эстетической функции, придающей единицам общенародного языка дополнительное, художественное значение.
Cлайд 7
"Русскому языку нельзя научить ребят на отдельных словах или отдельных, не связанных по смыслу предложениях. Нужен непременно текст, который давал бы образцы правильной связной речи", - писал Ф.Советкин.
Cлайд 8
Система работы над языком И.С. Тургенева Проза И.С. Тургенева музыкальна. Звук ее переполняет. Вчитываясь в их музыку: эта музыка составляет ту поэтическую форму, которая от содержания неотделима, она несёт в себе и образы, и чувства, и мысли.
Cлайд 9
Cлайд 10
Темы уроков: Урок- повторение «Берегите наш язык...» - 5 класс Волшебная красота и сила русского слова (по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» - 6 класс Уроки словесности. Служебные части речи (по «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева) – 7 класс Интерпретация стихотворения И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...» - 8 класс Повторения синтаксиса сложного предложения (на примере повести И. С. Тургенева «Первая любовь») – 9класс Мастерство И. С. Тургенева в создании пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» - 10 класс Уроки словесности. Стилистический анализ стихотворения И. С. Тургенева «Собака»
Cлайд 11
Выводы: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся», - писал Федор Буслаев. Обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием должно быть на мой взгляд, основным принципом работы учителя русского языка и литературы, ведь педагог должен учить не только правилам грамматики, но и любви к родному языку.
Cлайд 12
ЛИТЕРАТУРА 1. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. //Русский язык в школе. 2002, №2, с.3. 2. Антонова Е.С. Тайна текста. //Русский язык в школе. 2000, №5, с.3; 3. Барлас Л.Г. Язык художественной литературы. М., 1985. 4. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. - М., 1983. 5. Вопросы изучения мастерства писателей в школе. Сборник статей. М., 1973. 6. Львова С.И. Уроки словесности. «Дрофа», 1996. 7. Машталер О.Е. Лингвистическая лаборатория на уроке. //Русский язык в школе. 1999, №6, с.4 8. Методика преподавания литературы /Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. 9. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М., 1971. 10. Практикум по методике преподавания литературы 11. /Под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999. 12. Преподавание литературы в старших классах. Сборник статей. М., 1978. 13. Программно-методические материалы. Литература. 5 – 11 кл. - М., 2000. 14. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности. «Дрофа», 2003. 15. Сорокин В.И. Теория литературы. М., 1970.