Цель работы: воспитывать в себе интерес к познанию искусства создания иллюстраций к произведениям художественной литературы для более точного понимания содержания художественного произведения. Задачи работы: через работу с иллюстративным материалом на основе текста сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского выйти на более широкое понимание её замысла; используя в качестве работы на уроке презентацию, показать на практике, чем может быть вызван интерес к созданию иллюстраций к этой сказке у разных художников. Цели и задачи урока.
Cлайд 3
Сказки В.А. Жуковского издавались неоднократно и иллюстрировались многими художниками
Cлайд 4
Прочитайте эпизод к сказке
Cлайд 5
Он, конечно, был пророк; Что сказал — сбылося в срок: Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. Вот царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир; И на пир веселый тот Царь одиннадцать зовет Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал. Что же было дальше? Что вы скажете о пророчестве рака?
Cлайд 6
Отчего ж так оплошал Наш разумный царь Матвей? Было то обидно ей. Так, но есть причина тут: У царя двенадцать блюд, Драгоценных, золотых, Было в царских кладовых; Приготовили обед; А двенадцатого нет (Кем украдено оно, Знать нам это не дано). «Что ж тут делать? – царь сказал. – Так и быть!» И не послал Он на пир старуху звать. Почему не позвали двенадцатую чародейку?
Cлайд 7
И незваная стоит Над царевной и ворчит: «На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своём Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрёшь во цвете лет!» Как отреагировала чародейка на решение царя?
Cлайд 8
Что вы скажете о предсказании чародейки? Как об этом говорит сам автор? Проворчавши так, тотчас Ведьма скрылася из глаз…
Cлайд 9
Сколько времени прошло с момента рождения царевны? Вот уж ей пятнадцать лет... К какому эпизоду иллюстрация?
Cлайд 10
Кем была старушонка, что дала царевне веретено? Есть ли ответ в тексте сказки? Как можно доказать свою правоту?
Cлайд 11
И покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути: Долго, долго не найти Никому туда следа – И приблизиться беда! Что произошло в округе за то время, как весь царский двор спал?
Cлайд 12
К какому эпизоду иллюстрация? Подберите название к иллюстрации. Встреча со старинушкой честным.
Cлайд 13
Много было смельчаков (По сказанью стариков), В лес брались они сходить, Чтоб царевну разбудить; Даже бились об заклад И ходили — но назад Не пришел никто. С тех пор В неприступный, страшный бор Ни старик, ни молодой За царевной ни ногой. К какому фрагменту речи старика отнесёте вы данную иллюстрацию Валентина Ходова?
Cлайд 14
Палех, Валентин Ходов
Cлайд 15
Весь дворец обходит он; Пышно все, но всюду сон, Гробовая тишина. Вдруг глядит: отворена Дверь в покой; в покое том Вьется лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Он взошел. И что же там? Вся душа его кипит, Перед ним царевна спит. К какому фрагменту сказки отнесёте вы данную иллюстрацию Валентина Ходова? Подберите название к иллюстрации. Встреча царевича с царевной.
Cлайд 16
Палех, Валентин Ходов Какой фрагмент из услышанного эпизода иллюстрирует художник?