Мультимедийный урок по теме: Изучение цикла «Петербургские повести»
Cлайд 2
Наконец, в третьем и последнем цикле, в петербургских повестях, Гоголь уже не изображает идеала; все поле картины заняло теперь искажение его, гибель поэзии и творчества, пошлость и гнусность, задавившие высокое в русском человеке… Г.А. Гуковский
Cлайд 3
План урока. История создания цикла «Петербургские повести». Работа над повестью «Шинель». - «Непостижимый город»: человек и город в сюжете повести. - Причины несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина. Сопоставление «Медного всадника» А.С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя.
Cлайд 4
Готовимся к ЕГЭ ( Задание С, часть 3) Как решается тема «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя? Каков Петербург в изображении русских писателей? Почему повесть Н.В. Гоголя «Шинель»называют одним из главных произведений в русской литературе?
Cлайд 5
Точное определение времени и последовательности создания петербургских повестей представляет большие трудности. Очевидно, это вторая половина 1833 и особенно 1834 годов, когда Гоголь переживает творческий подъем. Еще в 1833 году писатель задумал книгу под названием «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16 линии», в которой хотел изобразить социальные противоречия большого города. Название «Петербургские повести» Гоголю не принадлежит и дано редактором его сочинений. Точно известно только, что после книги «Миргород» Н.В. Гоголь переходит темам, которые в изобилии дала ему жизнь в Петербурге. В 1835 и 1836 годах он пишет повести «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос».
Cлайд 6
Жизненные источники (Петербург 30-40 годов) «Тишина в нем (Петербурге) необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах». Н.В.Гоголь – матери, 30 апреля 1829 г. «В … четырех инстанциях…бумага должна сделать 159 оборотов; столько же нужно и на обратном пути к исполнению, и вдвое более, - если министр потребует каких-нибудь справок и объяснений…» Н.А.Добролюбов. Руководство к наглядному изучению административного порядка течения бумаг в России «Снова хожу каждый день в должность… Жалованья получаю сущую безделицу. Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу, или переведу какую-нибудь статейку для г. журналистов… Одного только нужно здесь опасаться бедняку – заболеть…, издержки на лекарства и лекарей для него совершенно невозможны, и ему остается одно средство – умереть». Н.В.Гоголь – матери, 2 февраля 1830г.
Cлайд 7
«Шинель» Все мы вышли из «Шинели» Гоголя… Ф.М.Достоевский
Cлайд 8
Заметки на полях Анекдот - случай, приключение, происшествие, смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания. Лепатьевское ружье. Лепаж – знаменитый французский мастер-оружейник. Особенно славились его дуэльные пистолеты и охотничьи ружья. Анненков Павел Васильевич (1812-1887) – литературовед, издатель трудов А.С.Пушкина, автор биографических трудов о Пушкине, Белинском, Гоголе.
Cлайд 9
Петербург Гоголя 1.Каким изображали Петербург русские писатели? 2. Каким видят город герои и как его описывает Н.В.Гоголь в «Петербургских повестях» и в «Шинели»? 3. Каким увидел город художник Савва Бродский? Что в тексте повести могло натолкнуть художника на такое изображение города?
Cлайд 10
Cлайд 11
Каким рисует нам автор Акакия Акакиевича? Опишите его, расскажите о его занятиях, интересах, дайте толкование имени героя? Заметки на полях Акакий (русские святцы) – смиренный Акакий (греческий) - незлобный
Cлайд 12
Каким увидели героя художники- иллюстраторы? Какие качества его личности выбрали? Что в тексте повести могло натолкнуть художников на то или иное графическое решение?
Cлайд 13
В чем причина несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина? -Какие изменения произошли с героем после покупки шинели? -Как дальше складывалась судьба героя? -Какую роль играет в сюжете произведения эпизод встречи Башмачкина со значительным лицом?
Cлайд 14
Какие общие черты в судьбе и поведении Акакия Акакиевича и значительного лица вы заметили?
Cлайд 15
Тема униженных и оскорбленных, задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинается в русской литературе произведениями А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Сравним «Медный всадник» А.С. Пушкина и «Шинель» Н.В. Гоголя.
Cлайд 16
Контрольные вопросы: Что общего в социальном положении Евгения из «Медного всадника» и Акакия Акакиевича из «Шинели»? Случайно ли упоминание бронзового памятника Петру Первому в описании времяпрепровождения чиновников в повести Гоголя? Какие ассоциации возникают у читателя с «Медным всадником»? Почему так снижен у Гоголя образ Медного всадника и Петербурга? Как раскрывается тема мести бедного человека? Есть ли в повести Гоголя параллель тому, что появляется в больном воображении бедного Евгения (погоня за ним Медного всадника)? Каково значение этих фантастических сцен в каждом из произведений? В чем, по-вашему, состоит различие в отношении Пушкина и Гоголя к своим героям?
Cлайд 17
«Шинель» - это завершение всех повестей Гоголя, итог третьего, последнего цикла их, как итог всех циклов вместе. Трагическое движение темы трех циклов замкнулось… Так три цикла соотнесены: благо; благо в борьбе со злом; зло. Вот упрощенно – кратчайшая формула этого соотношения и движения темы у Гоголя. При этом сгущение трагизма к концу этого движения было в то же время все более напряженным и страстным отрицание зла, все более взволнованным призывом к его ниспровержению… Г.А.Гуковский. Реализм Гоголя
Cлайд 18
Использованная литература 1. В.В. Гиппиус. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники… - М., 1999. 2. А.В. Ляпина. Творчество Н.В. Гоголя в школьном курсе литературы. Омск. 2009г. 3. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. Под редакцией профессора Г.И.Беленького. М. Просвещение. 1996г. 4. Журнал «Литература в школе» разных лет.
Cлайд 19
Урок подготовила преподаватель русского языка и литературы Омского кадетского корпуса Самкова Людмила Александровна