Выполнила ученица 8 класса, Рыбно-Слободской школы № 2 Ахметвалиева Гулюза Научный руководитель – Кузнецова И.В. Научно-исследовательская работа
Cлайд 2
Цель проследить, как педагогические принципы Толстого отражаются в повести «Детство»; выявить отношение к Толстому-учителю и его педагогическим принципам у современных участников учебно-воспитательного процесса (учителей и учеников нашей школы).
Cлайд 3
Задачи: изучить педагогическую деятельность Толстого-учителя; сформулировать педагогические идеи, методы обучения Толстого; построить модель идеального учителя, с точки зрения Л.Н. Толстого; проанализировать повесть Толстого «Детство», выявить, как отражаются в ней его педагогические принципы; составить анкету, включающую ключевые профессиональные качества идеального учителя, с точки зрения педагогических взглядов Л.Н. Толстого; провести анкетирование среди современных подростков и учителей, с целью соответствия идеала учителя Л.Н. Толстого образу современного учителя.
Cлайд 4
Гипотеза 1. Педагогические взгляды Толстого прослеживаются не только в его преподавательской деятельности, но и в художественных произведениях. 2. Толстой-учитель – остается идеалом для современного учителя и ученика
Cлайд 5
Объект исследования: педагогическая деятельность Толстого Предмет исследования: повесть Толстого «Детство» ;отношение участников современного учебно-воспитательного процесса(учеников 9-11 классов и учителей) к педагогической деятельности Толстого. Методы Анализ художественных произведений, критических статей; Классификация и моделирование; Анкетирование
Cлайд 6
Основные педагогические идеи Толстого: организация учебной деятельности в плане постижения единства и взаимосвязи всего живого; создание условий для проявления и развития в детях доброжелательности, любви к окружающему миру, для восприятия себя как частицы этого мира; создание педагогической системы, в которой содержание, методы и формы обучения ориентируют ребёнка на нравственный идеал нации и человечества и способствуют формированию у него нравственного отношения к миру – способности улучшать жизнь в условиях сотрудничества, взаимопомощи; создание условий для активного включения детей в учебно-познавательную деятельность без принуждения со стороны учителя
Cлайд 7
Методы обучения Толстого: Основной метод обучения: познание себя и окружающего мира, включающего самоопределение и выбор жизненного пути на основе соотнесенности собственного опыта с опытом человечества; метод психологической адаптации (подготовка ученика к восприятию нового материала, выработка непосредственного отношения к явлениям жизни, «требующего полной свободы»); Погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем многовариативности подходов к действительности; Моделирование проблемных ситуаций на основе опыта и предчувствия ребенка; Формирование эмоциональных опорных сигналов, способствующих воспитанию культуры памяти; Метод, открытый Толстым: искусство общения ученика и учителя, когда тот и другой в равных условиях не равновелики по знаниям, но равновелики по способу овладения знанием.
Cлайд 8
Cлайд 9
Модель идеального учителя обладающий большой любовью к детям, интересующийся образом жизни своих учеников, знающий и разделяющий интересы и увлечения воспитанников; признающий уникальность опыта самого ученика как важного источника в познавании действительности; владеющий глубокими знаниями психолога-педагога и знаниями в различных сферах, учитывающий новые информации, формы, способы и методы обучения детей; стремящийся к обретению знаний, умений, навыков в области самопознания, личностного самосовершенствования и профессионального роста; имеющий устойчивые нравственные цели (ориентиры), эстетический вкус, установку на здоровый образ жизни, высокую экологическую культуру, желание быть творческой личностью; не стоящий на месте, активный в своей пед. деятельности; педагог-исследователь; дающий не столько знания, сколько способы добывания знаний, формирующий практические навыки по своему предмету; имеющий потребность в передаче жизненных и профессиональных ориентиров (опыта); относящийся к ученику в рамках учебно-воспитательного процесса как коллега к коллеге, как наставник к младшему товарищу; увлечённый совместной деятельностью с родителями по духовному и физическому развитию ребёнка.
Cлайд 10
Педагогические взгляды Л.Н.Толстого в повести «Детство» Непротивление злу насилием; Погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем многовариативности подходов к действительности; Ориентация ребенка на нравственные идеалы нации и человечества: Духовность, Любовь, Свободу, самосовершенствование; Моделирование проблемных ситуаций на основе опыта и предчувствия ребенка; Формирование эмоциональных сигналов, способствующих воспитанию культуры памяти; Единство и взаимосвязь всего живого
Cлайд 11
Экспериментальное изучение отношения школьников-подростков и учителей к толстовской модели учителя
Cлайд 12
№ Вопросы анкеты Учителя Ученики Кол-во % Кол-во % 1 Обладающий большой любовью к детям, интересующийся образом жизни своих учеников, знающий и разделяющий интересы и увлечения воспитанников; 51 100 103 88 2 признающий уникальность опыта самого ученика как важного источника в познавании действительности; 42 75 93 80 3 владеющий глубокими знаниями психолога-педагога и знаниями в различных сферах, учитывающий новые информации, формы, способы и методы обучения детей; 49 95 95 82 4 стремящийся к обретению знаний, умений, навыков в области самопознания, личностного самосовершенствования и профессионального роста; 51 100 73 63 5 имеющий устойчивые нравственные цели (ориентиры), эстетический вкус, установку на здоровый образ жизни, высокую экологическую культуру, желание быть творческой личностью 44 80 75 64 6 не стоящий на месте, активный в своей пед. деятельности; педагог-исследователь; 48 92 69 60 7 дающий не столько знания, сколько способы добывания знаний, формирующий практические навыки по своему предмету 50 97 83 71 8 имеющий потребность в передаче жизненных и профессиональных ориентиров (опыта); 43 78 81 70 9 относящийся к ученику в рамках учебно-воспитательного процесса как коллега к коллеге, наставник к младшему товарищу 47 90 65 40 10 увлечённый совместной деятельностью с родителями по духовному и физическому развитию ребёнка 45 83 73 63
Cлайд 13
Рекомендации Администрация школы и учителя должны быть более внимательны к внутреннему миру подростков, их неустойчивой психике. Принимать их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, уважать их как личность. Разделять интересы подростков, учитывать интересы, замечать и развивать их способности. Учителю необходимо владеть большим количеством методических приемов, методов, технологий, чтобы подобрать свой «ключик» к каждому ученику, учитывая возрастные особенности. То есть современный учитель должен быть еще и тонким психологом. Результаты анкетирования также показали, что в нашей системе образования медленно приживаются инновационные идеи, неординарные взгляды. Поэтому сегодня, как никогда, необходимо использовать новые технологии или пересматривать и усовершенствовать «старые». Жизнь меняется, мы должны научиться выживать в ней. И большую роль здесь должна играть школа. И конечно необходимо учить ребят ценить то, что дает нам природа, - ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ! Учитель, в первую очередь, должен служить примером для подрастающего поколения.
Cлайд 14
Мы считаем , что 21 век – век «толстовской» ориентации. Для нашего поколения Лев Николаевич Толстой остается тем же наставником, каким был для яснополянских ребятишек
Cлайд 15
Литература Инновационная педагогика Льва Толстого. – М.: Эврика, 2004. – 160 с. Об истине, жизни и поведении/Л.Н. Толстой. – М.: Эксмо, 2006. – 992с. О педагогическом общении. Как начать диалог. Ретроспектива: Лев Николаевич Толстой: Телегин М.В. Л.Н Толстой.Детство:7-8 классы [сост., комментарий, учеб. материал проф. Б.А.Ланина].– М.: Эксмо, 2007. Л.А.Капитанова. Толстой в жизни и творчестве. М.,2001.