«Серебряный век» русской литературы Составила: Темырова Эльеста Васильевна, Ученица 11 класса МОУ «Большегондырская СОШ»
Cлайд 2
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий». Н.А.Бердяев
Cлайд 3
Серебряный век – это особое явление русской духовной жизни, проявившееся в философии, искусстве, литературе. Термин «серебряный век» впервые появился в работах философа Н.Бердяева, но окончательное оформление получил в 60-е годы, когда критик С.Маковский ввел его в литературный оборот. Традиционно «серебряным веком» русской поэзии» в сравнении с «золотым» , пушкинским, принято считать конец XIX – начало XX столетия.
Cлайд 4
Н.Бердяев
Cлайд 5
Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, и временны е рамки этого периода составляют около тридцати лет.
Cлайд 6
Для поэзии серебряного века характерно: Смещение поэтических акцентов: не «социальное», а «вечное» становится главным мотивом творчества поэтов (любовь, красота, творчество, жизнь и смерть); Лирический герой многолик (л.г. Играет множество ролей и меняет множество сценических масок); Основной объект – сложный и противоречивый мир человеческой души.
Cлайд 7
Литературные направления «серебряного века»
Cлайд 8
Символизм Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.
Cлайд 9
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества.
Cлайд 10
В. Э. Борисов-Мусатов. «Призраки». 1903 г. Одилон Редон. «Глаз как шар». Уголь. Около 1890.
Cлайд 11
Поэты-символисты
Cлайд 12
А.Белый А.Блок
Cлайд 13
В.Брюсов З.Гиппиус
Cлайд 14
Ф.Сологуб
Cлайд 15
Акмеизм Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Cлайд 16
Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.
Cлайд 17
Основные принципы акмеизма: — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; — отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение; — предметность и четкость образов, отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; — поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Cлайд 18
Поэты-акмеисты
Cлайд 19
А.Ахматова Н.Гумилев
Cлайд 20
О.Мандельштам М.Лозинский
Cлайд 21
Футуризм Футуризм (от лат. futurum — будущее) - авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России.
Cлайд 22
Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего
Cлайд 23
Футуризм Кубофутуризм Эгофутуризм
Cлайд 24
Кубофутуризм Кубофутуризм - направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени) Пабло Пикассо.«Дама с веером»