«К ВАМ АЛЕКСАНДР АНДРЕИЧ ЧАЦКИЙ…» анализ I действия
Cлайд 2
Игра-беседа. Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию: 1) Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье. 2) В 13 лет поступил в университет. 3) Закончил за 6,5 лет два факультета. 4) Знал 3 языка: английский, французский, немецкий. 5) Грибоедов – замечательный композитор. 6) Грибоедов – известный дипломат.
Cлайд 3
7) Участвовал в войне 1812 г. 8) В Персию сослан за участие в восстании декабристов. 9) «Горе от ума» – трагедия, была написана в 1826 г. 10) Был щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией. 11) Гибель его была случайной. 12) Погиб в Тифлисе. 13) Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.
Cлайд 4
История создания комедии «Горе от ума»
Cлайд 5
Какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие – нарушены? 1) Правило «трех единств»: – единство времени (1 день); – единство места (дом Фамусова); – единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).
Cлайд 6
2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия, в III– кульминация, в IV – развязка. 3) Наличие любовного треугольника. 4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза). 5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу: Молчалин, Фамусов, Репетилов, Тугоуховские, Хлестова, Скалозуб, Хрюмины).
Cлайд 7
Вопросы: – Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей? – Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим? – Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина? – С какого явления начинается завязка действия?
Cлайд 8
7 явление – Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза? – Как встречает его Софья? – Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной? – Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему? – Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?
Cлайд 9
Вывод. Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляются «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.
Cлайд 10
Домашнее задание: дочитать пьесу; начать составление таблицы (выписать цитаты).